В пятницу бывший вице-премьер, глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин пожаловался на дожди, которые второй месяц мешают строить на Дальнем Востоке вторую очередь космодрома Восточный – стартовый комплекс ракеты «Ангара». Чиновник недоумевает, почему те, кто выбирал место для Восточного, обещали космодрому 310 солнечных дней в году. «Может, климат поменялся. Заливает котлованы», – пожаловался Рогозин.
В то же время глава Роскосмоса обещает, что в целом строительство пройдет по графику и в 2022-м все работы завершатся, чтобы успеть подготовить первый пуск «Ангары» в 2023 году.
Климатологи пока не подтверждают версию Рогозина о виновности глобального потепления. «На юге Дальнего Востока – муссонный климат. Там с середины лета – июль, август, сентябрь – всегда идут дожди. Насколько они там сильнее или слабее обычного в этом году, пока сказать сложно. Но то, что там сейчас обильные осадки – это нормально», – заверил газету ВЗГЛЯД научный сотрудник Института физики атмосферы имени Обухова РАН Александр Чернокульский.
В свою очередь, эксперты в сфере космонавтики сходятся во мнении, что дождь вряд ли всерьез помешает стройке века. Член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского Андрей Ионин напомнил, что в середине 50-х за два года был построен космодром Байконур – причем в куда более суровых погодных условиях полупустыни.
«Похоже, просто понадобилось найти причины, почему что-то не получается. Например, причины, по которым мы отстаем в технологиях, теперь объясняют санкциями. А вот на космодроме, на который все деньги бесперебойно выделяются, то есть западные санкции тут ни при чем, природа виновата... На мой взгляд, место выбрано очень хорошее, москвичам этого не понять – абсолютно сухая тайга, рядом вечная мерзлота, прекрасные погодные условия», – сказал Ионин газете ВЗГЛЯД.
Напомним, строительство Восточного – одна из самых проблемных государственных строек последнего времени. Сроки сдачи объектов и пусков ракет переносились неоднократно. Например, ту же «Ангару» собирались впервые запустить в 2021 году, а не в 2023-м, на что сейчас рассчитывает Рогозин.
Как напомнил газете ВЗГЛЯД руководитель Института космической политики Иван Моисеев, Роскосмос располагает группировкой метеоспутников и может сам предсказывать избыток осадков. «Место строительства выбиралось 20 лет. Погода везде бывает плохой, и котлованы заливает, но по всей стране все строится нормально, а здесь почему-то нельзя», – сказал Моисеев. По его мнению, виновата слабая организация работы.
«У нас испокон веков так делается: если начальник не может руководить, у него виновата погода... Космодром Восточный изначально строился под руководством Рогозина, и изначально там было множество нарушений – технологических, технических», – посетовал эксперт.
Как известно, строительство Восточного сопровождалось букетами уголовных дел. Несколько крупных предпринимателей и чиновников уже получили тюремные сроки. В злоупотреблениях обвиняли, к примеру, владельцев компании «Дальспецстрой» Юрия и Михаила Хризманов, спикера Хабаровской краевой думы Виктора Чудова и других.
Звучат претензии и не уголовного порядка. Так, в начале года премьер-министр Дмитрий Медведев обвинил Роскосмос в прожектерстве и велел «меньше рассуждать и больше делать». Премьер указал на то, что из 19 объектов первой очереди реально построено только пять.
Тогда же Роскосмос решил было расторгнуть контракт на 39 млрд рублей с подрядчиком строительства стартового стола той самой второй очереди космодрома – ПСО «Казань». Причиной была названа «тяжелая финансовая» ситуация в компании. Впрочем, в конце мая стало известно, что «Казань» все-таки продолжит строительство.
Как рассказал газете ВЗГЛЯД эксперт в сфере космонавтики, кандидат технических наук Вадим Лукашевич, место для Восточного выбирали из трех площадок, в том числе рассматривали вариант с портом Советская Гавань на берегу Татарского пролива.
«На этом месте был бы задействован весь Дальневосточный кластер, ракетные блоки собирали бы целиком в Комсомольске-на-Амуре, а потом могли бы их спускать по Амуру. Там находится и завод Ленинского комсомола, который строил атомные подводные лодки, а сейчас просто стоит без работы. Также мы могли бы полностью задействовать судоремонтные заводы Приморья», – мечтательно сказал Лукашевич.
Главным аргументом в пользу нынешнего места стал фактор наименьшей сейсмической активности. «Главная проблема Восточного – не вода, а невозможность задействовать мощности региона. Мешает перевал Сихотэ-Алинь, нет железной дороги. И поэтому все ракетные блоки мы тащим из Самары, или в перспективе – из Омска. То есть возим из европейской части. Мы загружаем Транссиб, что неразумно», – указал Лукашевич.
По его словам,
из-за возможностей железной дороги все компоненты ракеты для запуска с Восточного будут ограничены габаритами в четыре с лишним метра.
«Мы будем собирать сверхтяжелые ракеты из тонких блоков. В то время как любой супертяж – это восемь-десять и более метров. Выбором Восточного мы сами себя отсекли от оптимального размера ракет», – резюмировал Вадим Лукашевич.
Тем временем проблемы на космодром продолжают сыпаться. Буквально накануне компания Араса Агаларова Crocus Group – один из подрядчиков – отказалась от участия в строительстве. Как пояснил бизнесмен изданию The Bell*, стоимость Восточного рассчитывалась исходя из реалий пятилетней давности, поэтому компания вернется к проекту только в случае пересчета правительством его цены. Если верить этой версии, то в нерасторопности строителей виноваты скорее чиновники.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента