Киевский градоначальник Виталий Кличко в четверг открыл памятник «украинскому богатырю» Илье Муромцу. Монумент установили в парке «Муромец», созданном на одноименном острове на Днепре, где, согласно одной из легенд, разбивали свои палатки богатыри.
«Наш богатырь! Он родился под Черниговом, служил в дружине князя Владимира, защищал город Киев, похоронен в Киево-Печерской лавре, – заявил Кличко. – Это наш богатырь, это наша история, которую у нас пытаются украсть. Поэтому Муромец стоит здесь, на историческом месте, где когда-то располагалась богатырская застава». Памятник, по мысли Кличко, должен стать «туристической изюминкой» города.
Нельзя исключить, что мэр, сообщая, что богатырь «родился под Черниговом», проявил свою высокую эрудицию. Возможно, он имеет в виду тот малоизвестный факт, что когда-то Муром действительно был частью Черниговского княжества, которое простиралось в XI–XIII веке вплоть до нынешней Владимирской области, захватывая и Муром.
Но, скорее всего, Кличко просто повторил очень популярную у нынешних киевских властей легенду о том, что витязь буквально родился на территории нынешней Черниговской области, в городе Моровийске (современное село Моровск), который в древности носил название Муромска. Слабым местом этой легенды является тот факт, что Муром известен с 862 года, а первое летописное упоминание Моровийска относится к XII веку. Илья же Муромец, согласно былинам, служил князю Владимиру, жившему, как известно, на рубеже X–XI веков.
О том, кем же, скорее всего, был герой былин и фольклора, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал академик НАН Украины, известный украинский историк Петр Толочко.
Петр Толочко (фото: Александр Стручков/wikipedia.org)
|
ВЗГЛЯД: Петр Петрович, какая версия вам представляется более обоснованной – Илья Муромец «из города из Мурома, из села Карачарова» или все-таки он уроженец нынешней Черниговской области?
Петр Толочко: Есть версия, что он из города Моровийска в окрестностях Чернигова. Этой версии многие придерживались, по-моему, даже крупнейший археолог и историк, исследователь культуры Древней Руси Борис Александрович Рыбаков. Но мне лично представляется, что Илья Муромец все-таки муромский. Ни одна, ни другая версия ничем не подкреплены, никаких достоверных данных нет. Можно выбирать любую. И все-таки не забывать, что речь идет о былинном герое, тут уж нельзя с точностью сказать, откуда он.
ВЗГЛЯД: Однако у былинного героя был, наверное, какой-то прототип?
П. Т.: Не исключено. Но сказать точно, что у Ильи Муромца был такой-то прототип, а у Алеши Поповича такой-то – невозможно. Все-таки былинные герои – это не реальные исторические личности, а персонажи мифа. Они действуют вне исторического времени и пространства. Тот же Илья Муромец в былинах действует и при Владимире Святославиче (X век), и позже – чуть ли не от татар защищает Киев. Поэтому, естественно, были похожие люди, но народное творчество создало все-таки собирательные образы былинных богатырей.
ВЗГЛЯД: Некоторые авторы отождествляют былинного героя со святым Илией Печерским, монахом, чьи мощи захоронены в Киево-Печерской лавре. Насколько обоснована такая версия?
П. Т.: Считается, что Илья Муромец умер и похоронен в Киево-Печерском монастыре. Мощи существуют и, по-моему, даже демонстрируются. Но это не значит, что Илья Муромец был монахом. Просто есть представление о том, что похоронили богатыря. Еще раз – мы говорим о собирательном образе. Может быть так, что некий могучий человек был похоронен в Лавре и был отождествлен с Ильей Муромцем.
ВЗГЛЯД: В былинах подвиги «сильномогучего богатыря» были связаны именно с древним Киевом или с Русью в целом?
П. Т.: Больше всего, конечно, с Киевом. Поскольку по былинам богатыри служили на богатырских заставах, которые окружали Киев-град, берегли его, спешили на выручку Киеву, на выручку Владимиру Красное Солнышко. Но их деяния в целом описываются, конечно, как более масштабные. Богатыри защищают Русь от кочевников – печенегов, половцев и т.д. Но сюжеты все же фокусируются на Киеве и князе Владимире.
ВЗГЛЯД: С какого момента в источниках фиксируется термин «Украина»?
П. Т.: Такого термина не было до конца XVI – начала XVII веков. С этого момента и начинает появляться это понятие применительно к территории, которая находилась между тремя крупными государственными образованиями – Московским царством, Речью Посполитой и Османской империей (и Крымским ханством). В Древней Руси такого политонима не существовало. Слово обозначало всего лишь «окраину земли», «окраину княжества».