Российский юрист Илья Ремесло накануне предложил помочь блогеру Тео Огдену защитить свое честное имя в судебном порядке. Напомним, что 17-летний англичанин и его отец, бизнесмен Стивен Огден стали объектом нападок из-за своего позитивного отзыва о России.
Травлю подростка устроили сторонники Алексея Навального. «Российская пропаганда снова вляпалась в историю с подставным блогером», – написал канал «Навальный Live». Авторам канала и в голову не пришло, что Огден-младший на самом деле давно уже слывет в Британии популярным видеоблогером, о чем, к слову, упоминает даже русская служба Би-би-си.
«Доказательством вины» участники травли сочли даже то, что Огден-старший, как выяснилось, женат на русской и даже принял православие.
«Вина» Огденов состоит в том, что они призвали соотечественников не верить пропаганде британских медиа: ни в коем случае не приезжайте в опасную Россию, если вас увидят в шарфе английской сборной, на вас нападут русские хулиганы, вас убьют... Напротив, Стивен Огден, который не раз бывал в России с начала 1990-х, отмечает изменения к лучшему: иным стало качество ресторанов, появились мобильные приложения для такси, возможность быстро заказать через интернет гостиничный номер и т. д.
О том, легко ли он переносит сетевую травлю, британский болельщик, бизнесмен Стивен Огден рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД.
ВЗГЛЯД: Господин Огден, что бы вы ответили этой массе людей, обвиняющей вас с сыном в ангажированности?
Тео и Стивен Огдены
|
Стивен Огден: Все это очень печально. Чего мы только не наслушались: что все это проплачено, что я – скорее всего, русский шпион... Что я вообще на самом деле русский, а не англичанин (хотя мой русский язык не очень-то хорош). Можно только пожалеть таких людей. Как можно видеть какую-то политическую подоплеку в словах 17-летнего подростка, искренне говорящего добрые слова о стране? Что у них в голове? Но все-таки мы получали и поддержку, очень многие говорили спасибо.
ВЗГЛЯД: Когда до этого вы с сыном в последний раз были в России?
С. О.: Тео последний раз был лет семь тому назад, еще ребенком – тогда ему было лет девять–десять. Он ездил в Санкт-Петербург с мамой и сестрой. Я посещаю Россию в среднем два–три раза в год, это связано с моей руководящей должностью в российской компании «ВолгаГаз». Раз в год езжу в Саратов, на наше предприятие.
ВЗГЛЯД: Тогда ваши впечатления отличались от нынешних?
С. О.: Тео, я думаю, сложно сравнить – когда он приезжал в прошлый раз, он был еще маленьким. Как человек, который часто посещает Россию, и как тот, кто женат на россиянке, я обращаю внимание на какие-то, казалось бы, мелочи, которые меняются в лучшую сторону.
Вкупе с традиционным российским гостеприимством, которое я всегда ценил, это производит очень хорошее впечатление.
Собственно, мы с сыном записали ролик как благодарность тем людям, которые нас встречали. Например, дочь владельца квартиры в Самаре, где мы останавливались во время матча, увидела это видео и написала: «Приезжайте еще, испеку пирог!» Такие проявления доброты и человечности очень важны для нас, особенно для Тео. Ведь это такой контраст с той картинкой, которую создают Би-би-си и прочие британские медиа.
ВЗГЛЯД: Угрозы сработали?
С. О.: Когда мы были на матче в Волгограде, там было, наверное, тысячи две английских фанатов. Многие из них говорили, что боятся выйти в английских шарфах. Так что пропаганда сработала.
ВЗГЛЯД: Вы же были тут не только туристом, но и прожили в России несколько лет. Вы даже открыли свой первый собственный бизнес – ресторан «Идиотъ» в честь романа Достоевского. С каких пор вам стало тут нравиться?
С. О.: Да, я жил в Москве в 1993–1996 годах – тогда я работал в аудиторской компании KPMG и московском представительстве банка Credit Suisse, с 1996 по 2002 год работал в Петербурге – в филиале Price Waterhouse и пивоваренной компании «Бочкарев». Мне всегда нравилась ваша страна. Интересное было время... Так что с того момента, как я непрерывно жил в России, прошло уже 16 лет.
Конечно, в 1993 году жить и работать было очень сложно. Времена всеобщей нищеты.
С другой стороны, я тогда оказался прямо в гуще исторических событий. Нам не надо забывать, что с коммунистических времен прошло меньше 30 лет, и перемены, которые я наблюдаю – разительные. Конечно, туристические поездки и жизнь в стране дают совершенно разный опыт. Мне довелось по работе побывать не только в Москве, но и в Нефтеюганске, Уфе, Самаре, Волгограде... Исходя из моего опыта, могу сказать, что с удовольствием бы еще пожил в России. Сейчас здесь открылись серьезные возможности для бизнеса.
Ваша страна сильно отличается от Англии. Британия, особенно Лондон – на самом деле довольно «легкое» место для жизни. Вы же в России сталкиваетесь с серьезными вызовами, но у вас, по-моему, есть и потрясающие перспективы, если вы будете достаточно энергичны, преодолевая эти вызовы.
Да и потом, я просто влюбился в Россию, в вашу культуру, в ваши города. Особенно в Петербург – ведь именно там я встретил свою жену Марину.
ВЗГЛЯД: Вы дали детям русские имена?
С. О.: Тео – это Теодор, Федор. А Сима – Серафима. Не самые распространенные имена для Англии, но для нас важно сохранить такую связь с Россией. Наша семья вернулась в Англию в 2002-м, двое наших детей выросли в Манчестере. Но ведь они наполовину русские, с материнской стороны. К сожалению, по-русски не говорят. Но Сима, которой в августе исполняется 16 лет, изучает русский язык в своей лондонской школе. Вполне возможно, что она приедет в Россию на какое-то время, чтобы лучше узнать родину своей мамы.
ВЗГЛЯД: В какой степени смогут отзывы англичан, побывавших в России этим летом, изменить в целом репутацию нашей страны?
С. О.: Я – человек, далекий от политики, тем более от российской политики. Но могу сказать – прискорбно, что отношения наших стран на таком низком уровне. Понятно, что всю ненависть к вам провоцирует наш политический класс. У нас преследуют за гомофобные заявления, за некорректные отзывы о чернокожих или евреях, но русские почему-то оказываются исключением.
Остается надеяться, что это изменится, ведь у нас на самом деле много общего. Многие наши собеседники, простые россияне, с большой теплотой отзывались об Англии – начиная от Шекспира и до Beatles и Depeche Mode, от английского футбола до английского чая. Многие с удовольствием поехали бы в Британию, в Лондон, более глубоко изучили бы английский язык.
С другой стороны, у нас многие из тех, кто любят Достоевского, русских композиторов, знают о русских ученых – рады были бы приехать в Россию. К вам бы потянулось намного больше туристов, в том числе и из Британии, если бы было проще получить визу, сейчас это очень трудно.
ВЗГЛЯД: Каковы ваши впечатления от организации чемпионата?
С. О.: С начала до конца все было организовано потрясающе. Тео разговаривал, пожалуй, с сотнями болельщиков за последние три–четыре недели. И ни у одного из них не было каких-то претензий. В одном из видеороликов, которые снял Тео, английский фанат говорит: с точки зрения организации это определенно лучший чемпионат за последние 30 лет.
Отличные стадионы, дружелюбные и улыбчивые молодые волонтеры, и в целом – дружелюбная атмосфера. Я и Тео недавно делились впечатлениями, вспоминали разговоры с россиянами, колумбийцами, аргентинцами, французами. Обсуждали футбол, шутили, пили пиво по случаю побед... Не было никаких признаков враждебности (которая часто ассоциируется с футболом), никаких проявлений насилия.
Переезд между городами не представлял проблем – можно было спокойно приобрести билеты. По-моему, Россия может гордиться тем, как был организован чемпионат.
С. О.: По-моему, игра была фантастической. Я горжусь нашими игроками. Ведь у нас очень молодая команда на этом чемпионате. Наверное, Харри Кейн – это единственная суперзвезда. Но у нас есть очень хорошие молодые игроки, такие, например, как Киран Триппьер, Гарри Магуайр, Джордан Пикфорд, которые продемонстрировали невероятную игру. Мы видели отличный результат, вся страна гордится нашими ребятами.
ВЗГЛЯД: Чего вы ожидаете от назначенного на субботу матча за третье место?
С. О.: Конечно, я предпочел бы, чтобы мы финишировали третьими, чтобы мы получили бронзовую медаль. Но в истории запоминают именно победителей, не правда ли? Я буду смотреть игру и надеюсь, что мы выиграем. Команда Бельгии – одна из лучших на чемпионате. Так что будет непростая игра.