Призыв РПЦ закрывать торговые сети по воскресеньям, чтобы люди чаще ходили в храмы или проводили время в семье, вызвал бурные дебаты в блогосфере. Многие россияне, судя по всему, не готовы сменить привычный шопинг «на запах ладана». Экономисты полагают, что запрет был бы полезен малому бизнесу, который душат крупные ретейлеры, однако у ретелейров столь сильное лобби, что запрет вряд ли будет введен.
Какие удовольствия можно получить в храме? Никаких. А в торговых центрах есть кафе, магазины, детские площадки
Среди пользователей интернета, похоже, подавляющее большинство выступает в пользу работы гипермаркетов по воскресеньям. Многие считают это вмешательством в свою личную жизнь – они не готовы поменять возможность ходить по магазинам «на запах ладана». Как, например, пишет блогер Алексей Гордин, «если я работаю с утра до вечера, то мне гораздо разумнее сходить в магазины как раз в воскресенье». Ольга Томашевич напомнила, что «церковь отделена от государства, и каждый сам решает, куда ходить по воскресеньям» и «работающим людям идея вряд ли понравится». А Юрий Диков уверен, что «насильственное привлечение в церковь ни к чему хорошему не приведет».
Как писала газета ВЗГЛЯД, накануне председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион поддержал идею закрывать гипермаркеты по воскресеньям. Ранее эту идею озвучили в Совете Федерации. «Я положительно отношусь к инициативе освободить воскресенье от шопинга, потому что людям нужен день отдыха. Конечно, для верующих людей воскресенье – день, когда они в храм идут. Утром они идут в храм, потом они проводят время в кругу семьи. Может быть, одна из причин, почему так много семей разрушается у нас, в том, что у людей совершенно не остается времени для того, чтобы просто побыть друг с другом», – сказал он телеканалу «Россия 24».
Напомним, в конце марта первый зампред комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике Сергей Лисовский призвал ограничить круглосуточную работу крупных сетей. «В субботу – до четырех часов вечера, в воскресенье – не работать вообще, а в будни – до девяти часов вечера, никаких 24-часовых гипермаркетов», – заявил Лисовский, добавив, что «мы пытаемся договориться с Минпромторгом, Минсельхозом и ФАС, чтобы это была согласованная позиция». По его словам, цель инициативы – помочь малым формам торговли. Соответствующие поправки, говорил Лисовский, готовит рабочая группа комитета СФ вместе с вице-спикером Госдумы Ириной Яровой. Впрочем, самая Яровая позже заявила, что ни ей, ни ее коллегам ничего не известно об инициативе. «Идею законодательного регулирования времени работы торговых предприятий, озвученную на парламентских слушаниях в Совете Федерации, я не разделяю и считаю странной», – сказала Яровая.
Идею раскритиковал Минпромторг. Как говорил РИА «Новости» статс-секретарь, замглавы ведомства Виктор Евтухов, это может негативно сказаться на экономике страны, а также лишить граждан некоторых преимуществ. «Минпромторг очень настороженно относится к идее законодательного запрета работы крупных магазинов в ночное время и в выходные, хотя такой законопроект на рассмотрение не поступал», – заявил он.
Возможность покупать товары и продукты в выходные и по ночам он назвал конкурентным преимуществом для потребителей. Чиновник напомнил, что подобный запрет введен в некоторых странах, например в Германии, но с каждым годом ослабляется, и это не повсеместная практика. При этом Россия более чем в два раза отстает от западноевропейских стран по числу торговых площадей на тысячу жителей. «Самое главное – в странах Запада и Азии очень широко развита несетевая розница, которая в России зачастую подавляется административно. Да и сама торговля развита гораздо больше, чем в России», – подчеркнул замминистра.
По его словам, в стране важно развивать малые форматы торговли, а не вводить ограничения. «Сейчас регулирование торговой отрасли достаточное, поэтому нужно делать прямо противоположные вещи: всячески ослаблять административный гнет розницы, прежде всего малых форматов», – заключил он.
Против запрета высказался и вице-премьер Аркадий Дворкович, который отметил, что нужно поддерживать малый бизнес, расширяя его возможности, а не ограничивая работу крупных сетей. «А поддерживать иные (малые) формы торговли лучше иными способами, не ограничивая первые, а расширяя возможности для вторых», – сказал он.
Как это делали в ЕС и СССР
Если в США время работы магазинов практически никак не регулируется, то в Евросоюзе ситуация иная. Дискуссия о запрете торговли по воскресеньям сейчас активно ведется в Польше. Профсоюз «Солидарность» собирает подписи, чтобы инициировать запрет на торговлю по воскресеньям. Специальный закон будет касаться также логистических центров, дистрибьюторов и онлайн-продаж. Сейчас в Польше запрещено торговать только в дни государственных праздников. Ограничения не действуют в том случае, если за прилавком стоит сам хозяин магазина.
В Великобритании крупные магазины могут работать по воскресеньям только в течение шести часов, а без ограничений открыты небольшие магазины площадью до 280 кв. м. В Германии законы еще строже, и торговля по воскресеньям запрещена. Только местные власти вправе разрешить торговлю в отдельные праздничные и выходные дни.
В конце 2014 года законопроект о запрете работать крупным магазинам по воскресеньям принял парламент Венгрии с подачи премьер-министра Виктора Орбана, который считает, что католики должны посещать воскресную службу в храме, а потом проводить время в кругу семьи, а не тратить выходной на шопинг. Подобное решение всколыхнуло оппозицию, которая устроила массовые протесты в начале 2015 года, однако власти не пошли на уступки, и с весны того же года запрет вступил в силу. Разрешено работать только маленьким частным магазинчикам, где сотрудниками являются сами хозяева.
Во Франции также действовал аналогичный запрет, но два года назад власти пошли навстречу коммерсантам. По инициативе тогдашнего министра экономики, ныне – кандидата в президенты Эммануэля Макрона запрет ослабили для оживления бизнеса. Например, магазины получили право работать по воскресеньям 12 раз в году вместо пяти.
Лоббисты не позволят добиться запрета
Отметим, что в СССР, особенно в крупных городах, по воскресеньям магазины с промтоварами и многие продуктовые были закрыты повсеместно, только в «лихие девяностые» торговля началась без выходных и перерывов на обед.
В советское время людям приходилось заранее покупать продукты и терять время в очередях в магазины перед открытием после обеда, напоминает руководитель центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений* Василий Колташов. Он убежден, что с точки зрения потребителя ограничения по воскресеньям неудобны. Более того, именно в эти дни торговые сети получают самую большую выручку, и тогда уж «им было бы выгоднее не работать в понедельник».
Предположения о том, что в случае закрытия магазинов люди сразу пойдут в храм, он назвал «смешными», поскольку тем, кто ходит в храм, работающие по воскресеньям магазины и сейчас не мешают. «Какие удовольствия можно получить в храме? Никаких. А в торговых центрах есть кафе, магазины, детские площадки. Люди могут развлечься», – сказал Колташов газете ВЗГЛЯД, предположив, что в случае запрета людей будет больше в парках отдыха, кафе, «но не в храмах».
Колташов считает, что от подобных ограничений может выиграть малый бизнес, если запрет коснется только гипермаркетов. «Крупные сети могут позволить себе работать хоть круглые сутки. Это очень удобно потребителям. Малый бизнес не может себе позволить так работать, в таких магазинах мало персонала, и хозяин часто сам стоит за прилавком – и ему тоже надо когда-то отдыхать. Но у такого малого бизнеса нет никакого лобби, поэтому вряд ли в итоге работа крупных сетей будет ограничена», – прогнозирует эксперт.
«Государство должно следить за тем, чтобы наниматель соблюдал права работников, чтобы их не заставляли перерабатывать. Вот здесь были бы полезны ограничения – в том числе и малому торговому бизнесу, который рад любому ограничению, накладываемому на более крупных конкурентов. Мелкий торговый бизнес проигрывает конкуренцию крупным сетям», – сетует Колташов.
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента