Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, проявив чудеса изворотливости, сумел выйти из очередного громкого конфликта с населением. При этом отличительной чертой противостояния стала попытка местных чиновников перенести ответственность на Москву, что еще больше разозлило жителей и без того нестабильного региона.
Один из тридцати
Парк – один из старейших в городах Северного Кавказа. Он был заложен в 1887 году пивоваром немецкого происхождения Петром Вейнером, пивзавод которого, проработав полтора столетия, закрылся в 2006 году
После того как Дагестан возглавил Рамазан Абдулатипов, регулярные протестные акции в республике – от митингов до массовых голодовок – стали нормой общественной жизни. Неожиданно жесткое гражданское противостояние шло в Махачкале и в эти дни, поводом к чему стало желание властей города построить в парке Ленинского комсомола исторический парк «Россия – моя история».
В декабре 2015 года интерактивный музей «Россия – моя история» открылся в Москве на ВДНХ. Благословение на его создание дал патриарх Кирилл, а одним из первых посетителей выставки стал президент Владимир Путин. Именно он и предложил создавать филиалы музея в региональных столицах, а координирует эту работу управление общественных проектов администрации президента.
Сейчас известны планы строительства как минимум 30 музейных комплексов «Россия – моя история» в разных городах. Как правило, они создаются за счет частных инвестиций. Хотя, например, в Санкт-Петербурге музей площадью 15 тыс. квадратных метров должен быть построен за счет муниципального бюджета (стоимость работ составляет почти 1,4 млрд рублей, конкурс объявлен в конце декабря). Причем новый музей должен появиться не абы где, а в московском парке Победы (со стороны улицы Бассейной).
В Махачкале музейный комплекс также решили строить в одном из самых посещаемых мест города – в парке Ленинского комсомола. В июне прошлого года в администрации города прошли публичные слушания по проекту планировки территории парка и строительства музейного комплекса. Состоялись они в кабинете главного архитектора Махачкалы Магомедрасула Гитинова в узком кругу чиновников и без участия горожан.
Согласно представленному проекту, комплекс должен был разместиться в самой восточной части парка. Планировалось, что двухэтажный музей будет иметь площадь 6,5 тыс. кв. м, а стоимость его строительства предварительно оценивалась в 140 млн рублей, которые выделялись из городского бюджета при участии федерального софинансирования.
Спустя три недели после публичных слушаний администрация города выделила земельный участок в восточной части парка Ленинского комсомола площадью 1,05 гектара с целевым назначением «культурное развитие (размещение музея)».
Распоряжением главы администрации Махачкалы Мусы Мусаева данный участок в ноябре 2016 года передан в аренду на 49 лет некоммерческому фонду «Россия – моя история. Город Махачкала», который был учрежден всероссийским обществом «Знание», министерством строительства Дагестана и неким московским Фондом гуманитарных проектов. Директором дагестанского фонда был назначен Махти Рамазанов, который ранее работал замначальника управления по кадровой политике и госнаградам в аппарате бывшего главы Дагестана Магомедсалама Магомедова.
В минувшую среду Рамазанов встретился с журналистами и общественными активистами, чтобы рассказать о планах по строительству музея. «Это современный мультимедийный выставочный комплекс, где будут использоваться голограммы, видеостены, цифровые киоски. Здесь в 3D-режиме будут восстанавливаться исторические образы, города, сражения. Это будет очень интересно нашей молодежи, все школьники города будут приезжать в музей для централизованного посещения», – рассказал он. По его словам, в будущем музее отдельный выставочный зал выделят под экспозицию истории Дагестана.
Однако противников проекта, которых оказалось немало, эти разъяснения не удовлетворили.
Местная гордость
Парк Ленинского комсомола – один из старейших в городах Северного Кавказа. Он был заложен еще в 1887 году в центре Махачкалы (тогда она именовалась Петровск) пивоваром немецкого происхождения Петром Вейнером. И поныне махачкалинцы называют парк на старинный манер – Вейнеровский сад.
Чтобы обустроить парк, Вейнеру пришлось приложить немалые усилия: он засадил болотистую территорию канадскими тополями и проложил дренажные канавы, чтобы снизить уровень грунтовых вод, подходящих близко к поверхности. В советские годы в парке были созданы два мемориала в память о павших в Великой Отечественной войне и музей Воинской славы. В 1998 году был открыт памятник выдающемуся борцу Али Алиеву.
Теперь в парке хотят строить новый музей – исторический. Место его расположения и вызвало горячие протесты махачкалинцев. В конце января был создан сайт «СохранимПарк.РФ», на котором любой желающий может подписать коллективное обращение на имя президента России и прокурора Дагестана Рамазана Шахнавазова. Авторы обращения ссылаются на ряд нарушений при формировании участка под строительство музея. Он был предоставлен в аренду некоммерческому фонду «Россия – моя история. Город Махачкала» без проведения торгов, при этом до сих пор не опубликована документация по планировке территории. Кроме того, в соответствии с «Правилами землепользования и застройки Махачкалы» территория парка расположена в территориальной зоне Р-2 («Озелененные территории общего пользования»), где не предусмотрено строительство никаких капитальных объектов.
#{interviewpolit}В течение двух недель жители города регулярно устраивали «прогулки» по парку – следили, чтобы под покровом ночи не начали рубить деревья. Первоначально предполагалось, что под строительство музея предстояло вырубить 35 деревьев, но на пресс-конференции была названа другая цифра – 60.
Не только рубить, но и сажать
На специальной пресс-конференции главный архитектор города Магомедрасул Гитинов рассказал, что первоначально власти предлагали несколько площадок для размещения музея (причем не только в Махачкале, но и в Каспийске), но каждая из них по каким-то параметрам не удовлетворяет требованиям.
Скажем, один из вариантов – в парково-мемориальном комплексе «Ак-гель» в Редукторном поселке, рядом с памятником Первой учительнице. Но в итоге было решено на этой площадке построить православный храм Александра Невского, который станет копией взорванного большевиками в пятидесятые годы. Нынешнее место расположения музея, по заверениям Гитинова, согласовано с Москвой и уже не может быть изменено.
«Мы занимаемся этим вопросом почти год, мы объявляли общественные слушания, последовательно выходили в газеты. Да, были споры. Но важность размещения такого объекта в парке в том, что он будет привлекательным для туристов. И в Москве, и в других городах музей размещается в центре, в том числе в парковой зоне. Город в двойном-тройном размере будет высаживать там [на месте застройки] деревья, и они будут там очень быстро расти», – так объяснял Гитинов выбор в пользу Вейнеровского сада
Между тем на сайте онлайн-петиций Сhange.org под обращением к президенту с требованием запретить строительство подписались более 4,5 тыс. человек. Кроме того, две группы жителей Махачкалы, интересы которых представляет известный адвокат и правозащитник Арсен Магомедов, направили два исковых заявления в Советский райсуд города по аналогичным основаниям.
«Иски подаются несколькими волнами из-за предвидения возможных трудностей (не примет один судья, примет другой и т. п.), а также из-за того, что все больше людей хочет их подать», – объяснил Магомедов газете ВЗГЛЯД. По его словам, колоссальный общественный резонанс вокруг этой истории связан с несколькими причинами.
«Во-первых, парк действительно исторический, важный и дорогой для многих горожан. Во-вторых, в Махачкале катастрофически не хватает зеленых зон: за последние 20 лет захвачены и застроены почти все свободные и общественные земли в городе, в том числе и части этого парка. Последняя капля народного терпения закончилась на этом участке парка, где хотели строить музей», – рассуждает Арсен Магомедов.
Под личную опеку
В пятницу, 3 февраля, глава Дагестана Рамазан Абдулатипов и мэр Махачкалы Муса Мусаев должны были торжественно заложить в парке капсулу – на том самом месте, где мэрия намерена была построить музей. Заранее была подготовлена площадка: рабочие расчистили ее от снега и выровняли. Однако в назначенное время никто из чиновников в парке так и не появился.
Причины этого вскоре стали понятны. Накануне вечером, 7 февраля, Рамазан Абдулатипов опубликовал обращение в своем инстаграме. Глава Дагестана пишет, что в итоге музей будет построен на участке на проспекте Имама Шамиля. «Московские разработчики проекта одобрили этот участок как наиболее отвечающий правилам строительства исторического парка. А именно: место расположения будущего объекта находится в центре города, а рядом расположены вузы и школы... Парк [Ленинского комсомола] был всего лишь одним из семи предварительных вариантов расположения нового музея», – пишет Абдулатипов.
Таким образом, он прямо опровергает заявления и главного архитектора Махачкалы, и директора созданного властями республики фонда «Россия – моя история», и других должностных лиц, которые еще недавно заявляли: Москва требует строить музей только в парке. Эти заявления Абдулатипов в своем обращении называет «дезинформацией», подчеркивая, что парк он берет под личную опеку и защиту от застройщиков.