Московский департамент национальной политики и межрегиональных связей опубликовал комикс для мигрантов, посвященный правилам поведения в столице. Об этом в понедельник первой сообщила почему-то русская служба Би-би-си. Впрочем, в департаменте корреспонденту газеты ВЗГЛЯД подтвердили существование комикса.
Для меня новость, что есть на улице нельзя, а я москвич в третьем поколении
Но, прежде чем переходить непосредственно к комиксу, следует отметить, что на объявленный департаментом нацполитики 26 октября прошлого года конкурс «Оказание услуг по разработке и распространению методических рекомендаций «О правилах поведения мигранта в городе Москве» отозвалось четыре организации. Первая – Российский государственный социальный университет (РГСУ), который запросил за свою работу 5 482 300 рублей. Вторая – Региональная общественная организация поддержки трудящихся мигрантов Москвы (6 935 000 рублей). Третья – издательский дом «РОС-ДОАФК» (5 548 000 рублей). Четвертая – Региональный общественный благотворительный фонд Тихона Хренникова в поддержку музыкальной культуры (тоже 6 935 000).
Победителем была признана подавшая одну из самых дорогих заявок организация поддержки мигрантов. Видимо, в конкурсной комиссии решили, что тем, кто поддерживает мигрантов, виднее, какие методические рекомендации нужны оным. Судя по опубликованным на сайте «Госзакупки» документам протокола, основным формальным доводом в пользу победителя стал опыт в изготовлении подобных материалов – этот параметр оказался более значимым, нежели более высокая, чем у двух других конкурсантов, цена исполнения контракта.
В техническом задании, в частности, говорилось: «Исполнитель обеспечивает оказание услуг по разработке и распространению методических рекомендаций «О правилах поведения мигранта в городе Москве» с целью поддержания положительного имиджа столицы как города, обладающего высокотехнологическими средствами и необходимой инфраструктурой для реализации программы по интеграции и адаптации иностранных рабочих мигрантов в российское общество».
#{image=1100285}Среди разделов рекомендаций в ТЗ есть следующие: «Учим историю, шагая по Москве», «маршрут любознательного (образованного) мигранта», «правоприменительная практика миграционного законодательства в городе Москве – реальные истории», «В поиске чиновника» – инструкция по общению с органами власти», «информационно-экскурсионные материалы по не менее чем пяти темам».
Главным «итогом оказанных услуг» (то есть издания рекомендаций) называется «снижение уровня напряженности среди москвичей и внутри среды мигрантов».
В результате рекомендации сделаны в виде комиксов, героями которых являются русские богатыри (на которых, напомним, активно претендует Украина), Василиса Премудрая, Снегурочка, Купава, Юрий Долгорукий, Кащей Бессмертный и другие. Как заявил Би-би-си руководитель организации поддержки трудящихся мигрантов Москвы Александр Калинин, персонажей комиксов создавали «заслуженные художники России, которые расписывали храм Христа Спасителя, станцию метро «Маяковская» и так далее». Видимо, Калинин имеет в виду не саму станцию, украшенную мозаиками по эскизам Александра Дейнеки, а ее северный вестибюль, открытый в 2005 году.
«В Москву приезжают иностранные граждане. Мы тоже считаем их сказочными героями, и их встречают сказочные герои из России, которые рассказывают приезжим о правилах пребывания. Василиса Премудрая изначально была на обложке с распущенными волосами. Но эксперты комиссии посчитали, что распущенные волосы – значит, распущенная, не замужем. Поэтому мы решили заплести ей косу», – рассказал британским журналистам глава организации поддержки трудящихся мигрантов.
О конкретных национальностях иностранных сказочных героев читателям предлагается догадаться самостоятельно – по словам Калинина, персонажи-мигранты сначала были подписаны по национальностям, но потом от этой идеи отказались, «чтобы никто не обиделся».
Также Калинин утверждает, что язык брошюры был адаптирован преподавателями, которые тестируют мигрантов на знание языка. Это вызывает некоторые сомнения, вот, для примера, цитата: «Сегодня, как и сто лет назад, поспешная фамильярность так же неприятна многим людям, как и излишняя назойливость. Поэтому не торопитесь переходить на «ты» с новыми знакомыми». Словосочетание «поспешная фамильярность» смотрелось бы органично в каком-нибудь «наставлении для дворянских юношей, обдумывающих житье». Поймет ли смысл этого словосочетания молодой человек из горной деревни, который не учил в школе русский язык? Маловероятно.
Приезжим советуют не глядеть вслед проходящим женщинам (Максим Леонидов опечален), не есть на улице, не разговаривать на улице громко и долго.
«Для меня новость, что есть на улице нельзя, а я москвич в третьем поколении», – отмечает директор Центра исследований миграции и этничности РАНХиГС Евгений Варшавер. Он также полагает, что за счет введения в сюжет «рекомендаций» русских богатырей «явно реанимируется противостояние русских героев ордам».
При этом извечный враг русских богатырей Кащей Бессмертный оказывается врагом и для честных мигрантов – он пытается заманить их на нелегальную работу в Подмосковье. К счастью, добрая Снегурочка объясняет доверчивым строителям, что патент, полученный в Москве, действует только на территории города.
Изображение богатыря с надписью «МВД» на груди сопровождается подписью: «Помните о том, что сотрудник полиции ни в чем вас не обвиняет, а его просьба показать документы не унижает вас».
В полном соответствии с ТЗ в комиксе есть маршрут любознательного мигранта – экскурсоводом работает Юрий Долгорукий. В качестве достопримечательностей помимо стандартного набора Кремль – Красная площадь также указаны станции московского метро, храмы, синагоги и мечети.
Есть в комиксе и тесты, один понравится украинцам – читателю предлагается поставить правильный предлог на место многоточия во фразе «Прошлой зимой я приехал ... Москву» (варианты: «на», «в», «к»). Впрочем, присутствуют и более серьезные задания – нужно ответить, как называется боязнь больших пространств, которой страдал маленький Петр I (10 букв), или указать фамилию матери Петра I (9 букв).
Помимо лингвистических и исторических заданий есть и юридические: «Гражданин Таджикистана жил в Москве 90 дней. Потом он выехал из РФ и сразу въехал обратно (сделал «выезд-въезд»). Затем он обратился в ММЦ, чтобы оформить патент. Но ему отказали. Почему?».
По мнению эксперта Варшавера, «тираж в 50 тыс. экземпляров – это примерно ничего. Однако вообще любая брошюра лучше, чем ее отсутствие».
По поводу первой части с ним не поспоришь – в Москве зарегистрировано 650 тысяч мигрантов, в реальности их в два–три раза больше. Поэтому узнать, как называется боязнь больших пространств, и избежать поспешной фамильярности сможет в лучшем случае каждый 13-й мигрант.
Но вот одобрять издание «вообще любой брошюры» представляется неверным. Конечно, семь миллионов, потраченных на ее издание, – это не 19 миллиардов, которые, по данным СМИ, планируется потратить в Москве на «развитие единой светоцветовой среды».
Но межнациональные отношения – это крайне серьезная тема, в которой недопустимы самодеятельность и непрофессионализм. Брошюра с богатырями, Кащеем и странными загадками, разумеется, не принесет много вреда благодаря своему небольшому тиражу. Но никакого заявленного в ТЗ «снижения уровня напряженности» по итогам ее распространения не произойдет.