Общество

13 сентября 2016, 16:01

Минобрнауки предлагает учителям новые стимулы

Фото: Константин Ушаков/ТАСС

В школах не ранее 2018 года появятся новые учительские должности, которые будут присваиваться в зависимости от сложности и качества выполняемых педагогами задач. Об этом заявила министр образования Ольга Васильева. Какие стимулы необходимы для увеличения эффективности российских учителей?

«Сейчас разговор идет о том, чтобы ввести для учителя дифференцированную систему должностей в зависимости от сложности выполняемых задач, от ответственности, трудовой функции. И все это будет закреплено в профессиональном стандарте. Пока разговор идет о трех градациях: ведущий учитель, старший учитель, учитель», – рассказала министр образования Ольга Васильева в интервью ТАСС.

Если собираются повысить заинтересованность людей в работе, то надо, извините, заработную плату повышать. В первую очередь это относится, конечно, к провинции

Ее инициатива не стала неожиданной. Васильева была назначена на пост в конце августа, и на первом же мероприятии, в котором приняла участие в новом качестве (Всероссийском педагогическом совете, прошедшем в Москве), министр допустила, что появятся новые должности.

В июне 2016 года в Новосибирске на форуме «Образование и наука – будущее России» ту же идею высказывал ее предшественник Дмитрий Ливанов. Но теперь Васильева назвала вероятные сроки, когда соответствующие изменения будут вноситься в профессиональный стандарт учителя.

«Я думаю, введение системы произойдет к 1 января 2018 года, а может, и позже – профстандарты должны вводиться постепенно до 2020 года, поэтому эта работа будет продолжаться», – сказала она.

В Российской академии образования (одном из ведущих учреждений из числа работающих над составлением профессионального стандарта) газете ВЗГЛЯД затруднились сказать, как будут присваиваться учительские должности и какими должностными правами и обязанностями станут обладать те, кто их занимает. «Пока такая работа еще не ведется», – отметили там.

Тем не менее нельзя не заметить сходство предлагаемых изменений в профстандарт с теми, что уже существовали в позднем СССР – тогда, как и сейчас, власти задумывались о повышении престижности и качества труда учителей.

Приказом Министерства просвещения СССР в 1985 году были утверждены Правила внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ. Фактически это и было то, что сейчас называется профстандартами. Согласно пункту 39 этих Правил по результатам аттестации наиболее отличившимся педагогическим работникам присваивались звания «учитель-методист» и «старший учитель». Или, если речь идет не о школах, «воспитатель-методист» и «старший пионервожатый – методист».

Однако в 1990-е система присвоения званий в соответствии с решениями аттестационных комиссий благополучно умерла. К моральным стимулам (к каковым относились и учительские звания) государство не прилагало стимулы материальные: денег даже на простые зарплаты учителям не хватало. Поэтому особого рвения в получении званий педагоги не проявляли.

В результате в 1993 году Министерством просвещения было принято положение об аттестации педагогических работников, согласно которому вместо званий вводились квалификационные категории (первая, вторая и третья или высшая) – на срок не более пяти лет, с соответствующими прибавками к зарплате.

Учителя, желающие больше зарабатывать, могли добровольно подать заявление о желании пройти аттестационную комиссию. Вторая категория присваивалась руководством школы, первая – районным управлением образования, высшая – министерством.

В 2010 году систему существенно изменили. Приказом министерства вторая категория была отменена, а аттестация, проведение которой было поручено органам образования на уровне субъектов РФ, стала обязательной для педагогов раз в пять лет. Новые правила вступили в действие с 1 января 2011 года. И вот теперь их, похоже, дополнят.

«Я не знаю, что из этого выйдет. В любом случае мне не кажется, что введение каких-то учительских должностей – это актуальная задача образования», – поделился с газетой ВЗГЛЯД своими опасениями Леонид Кацва, учитель московской гимназии № 1543, автор нескольких учебников по истории. Мнение, которое он высказал, является типичным в учительской среде, где опасаются, что в новых условиях повторится оказавшийся в итоге неудачным позднесоветский опыт.

«Учитель – такая профессия, в которую ты приходишь не для того, чтобы карьеру делать, – убежден Кацва. – Если собираются повысить заинтересованность людей в работе, то надо, извините, заработную плату повышать. В первую очередь это относится, конечно, к провинции. Там уровень заработной платы учителей иначе как непристойным назвать нельзя. А если человеку сохранить тот же уровень заработной платы, но при этом назвать его ведущим учителем, я не думаю, что у него сильно настроение улучшится. Работать, чтоб лычку пришили на погоны? Но школа – не армия, здесь такие стимулы не действуют».

Если обратиться к зарубежному опыту, то следует признать, что именно материальные, а не моральные стимулы обычно ложатся в основу реформ, касающихся образования. Таким путем пошли, например, США.

Президент Барак Обама с момента вступления в должность взялся покончить с застарелой проблемой американской образовательной системы. А именно – низким качеством знаний, получаемых учениками так называемых public schools – школ, финансируемых за счет средств штатов, которые оканчивает большинство американских школьников из семей среднего и низкого достатка. Первым шагом в этом направлении как раз стали меры, направленные на повышение учительских зарплат и, как следствие, престижа профессии учителя.

Проблему низкого уровня доходов в сфере образования понимают и в министерстве. Поэтому базовая часть зарплаты педагогических работников будет закреплена на уровне 70% от общей суммы. Об этом заявила Васильева на Всероссийском съезде сельских учителей в Чувашии. Как сообщает «Интерфакс», она пообещала, что в соответствии с поручением премьер-министра Дмитрия Медведева «мы будем сейчас готовить правовые акты для выхода на 70% базовой зарплаты – это должно касаться всех учреждений образования – и 30% стимулирующих выплат. Еще раз: 70 и 30. Это уже решенный вопрос».

В последние годы базовая часть в общем размере учительской зарплаты сокращалась. А различные надбавки (вознаграждения, например за выслугу лет, премии и т. д.), напротив, росли. Иногда базовая часть составляет 10% от общей зарплаты учителя. Так как размер надбавок и их выплата фактически определяются руководством образовательного учреждения или местными властями, такая система вознаграждения за труд является одной из главных причин, почему учителя зарабатывают мало.

Текст: Олег Москвин

Вам может быть интересно

Зеленский прибыл в США
Темы дня

На Украине перетряхивают «слуг» Зеленского

Национальное антикоррупционное бюро Украины разоблачило в Верховной раде преступную группу депутатов, которые голосовали за деньги. В коррупционной схеме оказались замешаны десятки человек. Обыски прошли в комитете по вопросам транспорта, возглавляемом Юрием Киселем («Слуга народа») – другом Владимира Зеленского. Как говорят эксперты, украинские силовики начали системную кампанию по ослаблению власти Зеленского.

2025 год заставил Запад пересмотреть ключевой тезис о силе России

Тезис о нанесении России «стратегического поражения на поле боя» в 2025 году почти вышел из употребления даже среди западных лидеров. А ведь с 2022 года он провозглашался как единственная политическая цель в отношениях между Западом и Москвой. Что и как заставило западные элиты пересмотреть свой подход?

Россиянам напомнили, какие законы вступят в силу с 1 января

Удары возмездия ВС России вызвали тревогу на восточном фланге НАТО

Военный эксперт Кнутов объяснил массированный удар возмездия по Украине

Новости

Мясников осудил поведение «антистатиночников» в праздники

Известный врач Александр Мясников предостерег россиян от прекращения приема статинов в новогодние дни, подчеркнув угрозу инсульта или инфаркта.

Захарова прокомментировала видео празднования Рождества на Украине

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала видео, на котором в день празднования Рождества на Украине участники в языческих костюмах признались, что не знают, кто такой Иисус Христос.

Гроссмейстер Карлсен бурно отреагировал на проигрыш россиянину Артемьеву

Норвежец Магнус Карлсен не расставил фигуры на доске после поражения от россиянина Владислава Артемьева на чемпионате мира по быстрым шахматам; он быстро покинул турнирный зал, оттолкнув камеру оператора.

Путин: Успехи ВС России сводят к нулю заинтересованность Москвы в отводе ВСУ

Темпы продвижения российских войск в Донбассе фактически свели к нулю заинтересованность Москвы в выводе украинских формирований с территории региона, заявил президент России Владимир Путин на совещании на одном из командных пунктов СВО.

Бастрыкин потребовал доклад по убийству из-за зарплаты на стройке в Москве

Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин затребовал подробный доклад после смерти рабочего на строительном объекте столицы на фоне спора из-за зарплаты, сообщили в Следственном комитете России.

Путин провел встречу с Назарбаевым в Кремле

В Кремле состоялась встреча президента России Владимира Путина с бывшим президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, сообщили в пресс-службе главы российского государства.

Военный эксперт рассказал о роли в РДК ликвидированного Капустина

Основатель запрещенного в РФ «Русского добровольческого корпуса» (РДК) Денис Капустин был ликвидирован в результате атаки дрона-камикадзе, но он являлся медийной фигурой и не был реальным руководителем РДК, сказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт Михаил Онуфриенко. Капустин был уничтожен на Запорожском направлении в ночь на субботу.

Путин: Наступление в Запорожской области идет на плечах противника

Президент Владимир Путин отметил, что российские войска на Украине развивают наступление в Запорожской области с высокой скоростью, продвигаясь «на плечах противника».

Путин поблагодарил бойцов за смекалку при взятии Димитрова

Во время совещания на одном из командных пунктов спецоперации президент России Владимир Путин отметил профессионализм и находчивость военнослужащих 5-й мотострелковой бригады, освободивших Димитров (Мирноград).

Лавров назвал ЕС главным препятствием к миру на Украине

Евросоюз не скрывает подготовки к войне с Россией и становится ключевым препятствием к миру на Украине, заявил глава МИД России Сергей Лавров.

Комбриг «Центра» рассказал об освобождении Димитрова в три этапа

Российские военные поэтапно завершили операцию по освобождению города Димитров (Мирноград), начав ее в начале сентября, а закончив в конце декабря, сообщил командир бригады группировки войск «Центр» Рамиль Фатхутдинов.

На Западе указали на смену позиции Макрона по России

Президент Франции Эммануэль Макрон демонстрирует отход от риторики жесткой конфронтации с Москвой, делая ставку на диалог и сближение позиций с Италией, дистанцируясь от воинствующего канцлера Германии Фридриха Мерца,заявил профессор Университета Юго-Восточной Норвегии Гленн Дизен.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов