7 октября в Ингушетии в ходе проведения двух спецопераций в Назрани и селе Гази-Юрт было ликвидировано шесть боевиков. На предложение сотрудников правоохранительных органов сдаться бандиты открыли огонь из автоматического оружия. Силами спецназа их уничтожили. В районах проведения оперативных действий был введен режим контртеррористической операции.
Эмиссаров практически не поддерживает местное население
Активность эмиссаров ИГ* увеличилась после того, как Россия официально начала военную операцию в Сирии. На территории разных субъектов страны они пытаются вербовать в свои ряды новых сторонников. К тому же немало российских граждан принимало участие в боевых действиях на Ближнем Востоке.
О личности Зубайри Саутиева (или Зубейра, как пишется его имя в некоторых СМИ) известно совсем немного. Он был уроженцем города Малгобека в Ингушетии, и, по данным федеральной службы финансового мониторинга (Росфинмониторинг), недавно ему исполнилось 23 года. По словам главы региона Юнус-Бека Евкурова, на которого ссылается ТАСС, молодой человек вернулся на родину из Сирии для подготовки и проведения диверсий. В частности, вместе со своими ликвидированными товарищами он планировал совершить теракт на фестивале культуры и спорта народов Кавказа, который прошел 25 сентября в столице республики – Назрани. Но тогда его умыслам помешали силовики.
Кроме того, как рассказал Евкуров, группа намеревалась провести акции, направленные на разжигание религиозной ненависти в регионе. Однако и этим планам не суждено было сбыться. На месте их гибели в частном доме была обнаружена взрывчатка. Личности троих подельников эмиссара также установлены. Все они являлись уроженцами села Сурхахи, и каждому из них было не больше 30 лет от роду. Все они находились в розыске.
Однако в том, что в ходе операции был уничтожен именно эмиссар ИГ*, усомнился известный политолог и председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль. По его словам, боевикам любых группировок, воюющих в Сирии, сейчас не до Ингушетии.
«Видите, какая штука. Все, что нам сообщают спецслужбы, поскольку вы не можете это лично проверить, подлежит очень серьезному сомнению. Вы не знаете, был ли он прислан из Сирии, или, быть может, он был рабочей заготовкой каких-то структур на месте, которые его готовили к такому концу. Во-первых, почему ИГ*, а не какая-то другая структура? Почему не «Джебхат-ан-Нусра*» или не «Джейш-аль-ислам»? Есть куча других организаций. То есть то, что везде ИГ*, ИГ*, ИГ*, сразу автоматически внушает большие сомнения», – сказал Джемаль журналисту газеты ВЗГЛЯД.
Похожую точку зрения насчет принадлежности террористов имеет кандидат политических наук, эксперт Ассоциации независимых политологов Александр Перенджиев. Он добавил, что эмиссары международных террористических группировок находятся на Северном Кавказе давно. Только раньше представители местного подполья тяготели к другим названиям и чаще обозначали себя как внутренних повстанцев, называясь джамаатами, имаратами, подразделениями «Аль-Каиды*» т. д. Сейчас же идет смена бренда.
«Да, вывеска меняется, но суть остается одна и та же. Как занимались они терроризмом, так и продолжают. Тут нужно делать разграничения, кто хозяин присланных к ним эмиссаров. Я предполагаю, что здесь просто имеет место скрытая война против России», – считает политолог.
По его словам, эти «хозяева» используют для реализации своих планов, как правило, те регионы, где есть наиболее благодатная почва для создания напряженности на территории России. В их числе Дагестан, Ингушетия и чуть-чуть Кабардино-Балкария. Как известно, проживающие там народы в прошлом долгое время вели борьбу против российской власти, в XIX веке вылившуюся в длительную Кавказскую войну. Причем тогда горцам поддержка также оказывалась извне. Как видим, в конце XX и начале XXI века история повторилась.
Паниковать не стоит
«Если говорить об угрозе, то она серьезная, но российские спецслужбы сдерживают этот натиск. В наше время эмиссары не находят в данных регионах такой широкой поддержки, какая была в 90-е годы XX века. Им просто перестали верить. Местное население поняло, что дело не в национальном самосознании, а в том, что идеология этих «засланцев» ничего общего с национальными интересами не имеет», – заявил Перенджиев.
Вдобавок эксперт констатирует, что в целом идеологическое противодействие со стороны России выработано, и в школах всех северокавказских республик проводятся соответствующие уроки. По его словам, есть даже специальный учебник, прививающий антитеррористическую культуру.
Однако на руку вербовщикам играет социальная обстановка в северокавказских регионах и мышление молодого поколения, которое, по мнению Перенджиева, очень инфантильно, чем эмиссары и пользуются, обрабатывая их идеями создания на территории России исламского халифата.
«Они совершенно не просчитывают риски. Молодежь даже для себя не хочет сделать хорошо. К жизни они относятся как к компьютерной игре, которая может повториться несколько раз, и их нужно просто выдергивать из лап кукловодов», – замечает он.
Однако в целом работу российских спецслужб в борьбе с террористическими группировками политолог оценивает как эффективную. В качестве примера он привел спецоперации в Санкт-Петербурге, когда при ликвидации членов кабардино-балкарского бандподполья не пострадал ни один житель многоэтажного жилого дома.
«Помимо силовых методов по противодействию терроризму, проводятся различные исследования, и я уверен, что будут появляться новые эффективные методы борьбы. Показательна операция в Северной столице. Ее уровень проведения говорит о высоком профессионализме наших спецслужб», – заключил эксперт в беседе с газетой ВЗГЛЯД.
Отметим, это уже не первая операция против боевиков на территории республики, в том числе и против исламистов. Так, 26 мая спецназ ФСБ и МВД нейтрализовал пятерых боевиков, связанных с запрещенной в России террористической группировкой «Исламское государство*».
29 марта в Дагестане, в районе поселка Новый Хушет, произошел подрыв двух автомобилей временной оперативной группировки МВД России. В результате нападения один сотрудник полиции погиб, еще один получил ранение. Ответственность за теракт взяло на себя ИГ*.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ