Общество

12 августа 2015, 16:40

Проблема полетов без разрешений оказалась массовой

Фото: Yay/ТАСС

«У кого есть вертолет, они сегодня спокойно поднимаются в небо, часто не имея на это соответствующих разрешений». Такими словами авиационные специалисты комментируют заявления Следственного комитета о «вакханалии» в малой авиации. Другое дело, что причина недавних катастроф малых летательных аппаратов, возможно, не только в этом.

Незаконные свидетельства

В среду в связи с катастрофой в Подмосковье, где столкнулись вертолет и гидросамолет, в Росавиации сообщили, что Федерация любителей авиации (ФЛА) России незаконно выдавала свидетельства пилота-любителя.

Мы имеем ситуацию, когда люди обгоняют существующие законодательные решения

Пилот гидросамолета Cessna был обладателем документа под названием «Свидетельство пилота-любителя» № 4619, выданного ФЛА.

«Документы под таким названием незаконно выдавались ФЛА России на коммерческой основе. Эти факты известны авиационным властям, о чем неоднократно информировались правоохранительные органы. Также в правоохранительные органы направлялись предложения принять меры по пресечению противоправной деятельности ФЛА России вплоть до прекращения ее деятельности на территории Российской Федерации», – сообщили РИА «Новости» в Росавиации.

До этого в службе заявили, что самолет Cessna был зарегистрирован в государственном реестре гражданских воздушных судов, но не имел сертификата летной годности – документа, подтверждающего техническую исправность самолета. Без этого сертификата воздушное судно не имеет права подниматься в воздух.

Также СМИ сообщали, что пилот Ермолин не имел свидетельства пилота гражданской авиации, выданного в установленном порядке Росавиацией. Без данного свидетельства он не имел права пилотировать воздушное судно.

Официальный представитель Росавиации Сергей Извольский сообщил, что с декабря прошлого года служба аннулировала 150 свидетельств пилотов, выданных с нарушениями законодательства. Это были пилоты коммерческой авиации, частники, пилоты авиации общего назначения, которые предоставляли подложные документы для получения свидетельств либо летали по подложным документам.

«Такая работа проводится совместно со Следственным комитетом, транспортной прокуратурой и другими заинтересованными ведомствами», – отметил Извольский в эфире телеканала «Россия-24».

На сайте Федерации любителей авиации отмечается, что в декабре 2013 года ей исполнилось 25 лет, и именно она стояла у истоков зарождения авиации общего назначения в России. «Сегодня ФЛА России – это: 227 отделений (аэроклубов) в 51 регионе России; более 800 воздушных судов различных типов; более 3000 пилотов-любителей; более 400 техников и инженеров», – говорится там.

Общероссийская общественная организация «Федерация любителей авиации России» была учреждена 17 декабря 1988 года пилотами-любителями, самодеятельными конструкторами, энтузиастами авиации при активном содействии авиационных конструкторов, инженеров и летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР.

Кстати, 15 июля прошлого года на сайте ФЛА был задан вопрос президенту федерации Николаю Мазурину о том, является ли сертификат летной годности (СЛГ), выданный обществом, законным и позволяющим совершать полеты, в частности применительно к самолету Cessna 182. Есть ли необходимость получать СЛГ в Росавиации?

Николай Мазурин тогда ответил: «Федерация любителей авиации России в соответствии с существующим законодательством и судебными решениями прекратила выдавать сертификаты летной годности с ноября 2013 года. Удостоверения летной годности выдают соответствующие подразделения Росавиации».

«Вакханалия»

Официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин назвал происходящее в малой авиации России «вакханалией». Малая авиация в России находится в плохом техническом состоянии, а пилоты недостаточно квалифицированы, это в ближайшем будущем может привести к существенному увеличению числа авиакатастроф, считает он.

«Давайте будем называть вещи своими именами, в воздухе сегодня с малой авиацией творится настоящая вакханалия. Вот в этом данном случае, поскольку у нас существует уведомительная система полетов. Вот один пилот уведомил диспетчерские службы, а второй не посчитал это нужным, причем, как выясняется, и никогда этого не делал», – приводится его мнение на сайте СК.

«И я вам скажу, что пример поведения пилота гидроплана наиболее характерный. У нас все больше и больше таких судов появляется в воздухе без каких-либо уведомлений и разрешений, и где они появятся, знают только они сами», – добавил он.

«С учетом того, что этот парк малой авиации сегодня сильно растет, сегодня мы даже приблизительно не можем называть количество судов малой авиации, которые взлетают ежедневно в нашей стране, – сказал Маркин. – Россия идет уверенными шагами к европейским нормам по количеству судов малой авиации, но при этом с характерной для нас бесконтрольностью и вседозволенностью...»

«Вы мечтаете о велосипеде, а кто-то – о вертолете»

Как рассказал газете ВЗГЛЯД заслуженный летчик России (пилот вертолета) Вадим Базыкин, комментируя слова представителя СК, «спланированным беспорядком это все же нельзя назвать».

Вот эта трагедия просто наглядно показала, что у нас сегодня происходит с малой авиацией

«Мы имеем ситуацию, когда люди обгоняют существующие законодательные решения. И это касается не только авиации, так бывает в любом деле», – сказал он. По мнению Базыкина, законодательству нужно «догонять» реальную ситуацию и подвести отрасль под четкое регулирование.

«Обязательно должна быть уголовная ответственность за то, что ты летаешь без разрешения (сейчас она наступает только в случае, если ты причинил кому-то вред – прим. ВЗГЛЯД), – сказал он. – Считаю, что в срочном порядке должен приниматься соответствующий закон».

Помимо регистрации и сертификации пилотов Базыкин считает необходимой и установку на всех самолетах и вертолетах средств объективного контроля, чтобы никто больше не летал без видеорегистраторов. В частности, Базыкин упомянул так называемую зону G, полеты в которой имеют уведомительный порядок.

«В зоне G и при полетах в любом случае, если бы я был чиновником от авиации, я бы обязал осуществлять вторичную радиолокацию. Не заявляешь о полете – не заявляй, ты имеешь право этого не делать, но вторичная радиолокация позволяет тебя наблюдать извне. В Петербурге, например, это есть. И даже многие, отправляясь в полет, не подозревают, что некоторые организации имеют такие датчики слежения за ними», – рассказал он.

Эксперт предположил, что и в Подмосковье рядом организаций могла осуществляться такая радиолокация. Но к ним никто не обращался, и поэтому они молчат.

Базыкин пояснил, что в России существует так называемая зона С – это зона городов, военных частей, аэропортов, стратегических объектов, где просто так летать нельзя, требуется запрашивать разрешение и т. д. И есть зона G – зона вне этих объектов, то есть вся остальная территория, где «летай – не хочу». К зоне G относятся почти вся Московская область, равно как и Ленинградская, и Новосибирская, и любая другая за исключением перечисленных «запретных» мест.

«Это общая практика. Так в Канаде, Европе, во всем мире, и мы по этому пути пошли. А почему у нас самолеты и вертолеты сталкиваются? Может быть, быть проблема в ментальности... Я думаю, что запрещать это не стоит. Дело просто в более четкой работе авиационных ведомств», – добавил он.

Иллюстрируя свой тезис о том, что представителей малой авиации в России стало очень много и законодательство не поспевает за ее регулированием, Базыкин рассказал: «Как это все выглядит? Вот вы мечтаете о велосипеде. А кто-то, например, о вертолете. Потом за пять летных часов человека научат отрывать машину от земли, и он подумает: хорошая погода, попробую-ка я сам, почему нет. Один раз попробовал, второй, вроде получается. Потом решил взять с собой еще и семью. Потом решил показать гостям или другу, как выглядит его город с высоты птичьего полета... И раз на десятый происходит то, что мы называем страховым случаем».

Комментируя претензии Росавиации в адрес ФЛА, Базыкин высказал мнение, что «Федерация любителей авиации – это хорошая организация, но там, как и везде, есть проблемы, не хватает контроля за ней».

По словам эксперта, если бы Росавиация, транспортная прокуратура и еще ряд ведомств, курирующих эту сферу, работали сообща, то все проблемные вопросы они бы закрыли. При этом пилот считает неправильным закрывать ФЛА. «Нет, такие организации нужны. Просто нужен контроль», – резюмировал он.

В свою очередь вице-президент Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России Андрей Булин, авиадиспетчер Московского центра автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД) рассказал газете ВЗГЛЯД, что в целом оценка ситуации в сфере малой авиации как бардака соответствует действительности. «Да, у кого есть вертолет, они сегодня спокойно поднимаются в небо, часто не имея на это соответствующих разрешений», – сказал он.

Предыстория

Вечером 8 августа в районе населенного пункта Алехново над Истринским водохранилищем столкнулись гидросамолет и вертолет. Гидроплан, столкнувшийся с вертолетом над Истринским водохранилищем в Подмосковье, забрал отдыхающих и вылетел с «дикого» пляжа, сообщили в пресс-службе зампреда правительства региона Дмитрия Пестова. Погибли девять человек, в том числе двое детей.

Следствие считает основной версией столкновения гидроплана Cessna и вертолета Robinson ошибку одного из пилотов. Среди причин произошедшего называли плохую видимость из-за сумерек, отказ двигателя или же опасные маневры гидросамолета – очевидцы сообщают, что пилот пытался «напугать отдыхающих на водохранилище».

По факту столкновения было возбуждено уголовное дело об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

В Росавиации сообщали, что самолетом Cessna U-206F управлял пилот Михаил Ермолин, а столкнувшимся с ним вертолетом Robinson – Вадим Бухтияров.

В понедельник сообщалось, что вице-премьер Дмитрий Рогозин дал поручение промышленности создать на основе технологий ГЛОНАСС оборудование для системы зависимого наблюдения для малой авиации с целью дальнейшего обязательного оснащения всех легких вертолетов и легкомоторных самолетов.

Текст: Иван Чернов

Вам может быть интересно

США ужесточили экспорт оружия в Казахстан, Киргизию и Таджикистан
Темы дня

Почему рост экономики мешает Банку России снижать ставку

Центробанк третий раз подряд сохранил ключевую ставку на уровне 16%, чем одновременно раздражает бизнес и сдерживает инфляцию. Однако ситуация такова, что долгожданного снижения ставки в этом году можно так и не дождаться. В худшем случае может потребоваться даже повышение ставки. Что мешает Банку России смягчиться?

Небензя разоблачил западный спектакль в Совбезе ООН

США в очередной раз обвинили Россию в разработке вооружений, способных уничтожать спутники в космосе. «Доказательством» Вашингтон считает тот факт, что Москва заблокировала резолюцию Совбеза ООН о запрете размещать ядерное оружие в космосе. На самом деле в Совбезе разыграли спектакль. И наши смотрелись достойно.

Эксперты объяснили, как хуситы сбивают американские беспилотники MQ-9 Reaper

Перечислены самые популярные города у туристов для майских выходных

Тело умершего на Кубе канадца по ошибке отправили в Россию

Новости

Минобороны показало подбитую под Авдеевкой трофейную американскую бронетехнику

Американская гусеничная ремонтно-эвакуационная машина М88 и машина разграждения М1150 на базе танка M1 Abrams были выявлены и обезврежены российскими военнослужащими группировки «Центр» в районе Бердычей на Авдеевском направлении, сообщили в Минобороны.

ВСУ обстреляли Куйбышевский район Донецка

При обстреле украинскими военными Донецка в субботу пострадала местная жительница, сообщил источник в оперативных службах Донецкой народной республики.

Россиян и белорусов пытаются вербовать на границе с Латвией и Литвой

Сотрудники спецслужб Латвии и Литвы на пограничных пунктах пропуска пытаются завербовать граждан России и Беларуси. Об этом сообщил председатель Государственного пограничного комитета Белоруссии Константин Молостов.

Украинский дрон атаковал священников под Волновахой

Украинский беспилотник атаковал доставлявших гуманитарную помощь священников в окрестностях Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря в Волновахском районе ДНР, сообщили в пресс-службе обители.

Bloomberg: Россия ударами по тылу Украины мешает поставкам оружия из США

Россия наносит удары по военным объектам и логистическим маршрутам на Украине, чтобы затруднить доставку американского оружия украинским войскам, пишет Bloomberg.

Стала известна роль 12-го фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

Новый подозреваемый по делу о теракте в подмосковном «Крокус Сити Холле», гражданин Таджикистана Джумахон Курбонов, снабжал соучастников средствами связи, сообщили в Московском городском суде.

Вода из Тобола затопила пойму в Упоровском районе Тюменской области

В Упоровском районе Тюменской области из-за разлива реки Тобол вода вышла на пойму по всей территории, затоплены 14 приусадебных участков, мост и участок дороги между населенными пунктами. Об этом сообщил глава района Леонид Сауков.

В США студенты колледжа выступили против участия Байдена в выпускном

Некоторые преподаватели и студенты американского колледжа Морхауз в штате Джорджия призвали руководство учебного заведения отказаться от приглашения президента США Джо Байдена для традиционного выступления на выпускной церемонии, сообщили местные СМИ.

Главком ВСУ признал обострение ситуации в зоне боев

Обстановка в зоне боевых действий для ВСУ стала сложной и появилась тенденция к обострению, сообщил главнокомандующий ВСУ Александр Сырский в ходе встречи в формате «Рамштайн».

Авиаэксперт перечислил выгоду от передачи России в управление аэропорта на Шри-Ланке

Соглашение о передаче управления аэропортом Маттала Раджапакса российской компании «Аэропорты Регионов» выгодно как для России, так и для Шри-Ланки. Договор показывает другим отечественным фирмам благоприятный инвестиционный климат острова, сказал газете ВЗГЛЯД авиаэксперт Роман Гусаров. Ранее Шри-Ланка передала управление аэропортом Маттала Раджапакса российской компании.

Россиянам напомнили о двух длинных выходных в мае

Российские граждане в начале мая отдохнут на двух длинных выходных по четыре дня подряд, напомнили в Федеральной службе по труду и занятости (Роструд).

Экс-пилот США предсказала F-16 проблемы на Украине

Истребители F-16, которые страны Запада планируют предоставить Киеву, столкнутся в зоне спецоперации с высококлассной российской техникой, заявила бывшая летчица ВМС США Бринн Таннехилл.
Мнения

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле.

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

Тимофей Бордачёв: Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?