Следователи СУ СК по Ростовской области возбудили уголовное дело в отношении сотрудников Управления по борьбе с наркотиками министерства юстиции США, сотрудников Службы безопасности Либерии, а также «в отношении неустановленных лиц», причастных к похищению российского гражданина Константина Ярошенко.
Разговор на эту тему может быть с американской стороной продолжен
Их действия квалифицированы по пп. «а», «в» ч. 2 ст. 126 УК РФ (похищение человека, совершенное группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, и с угрозой применения такого насилия), ч. 2 ст. 302 УК РФ (принуждение подозреваемого (обвиняемого) к даче показаний путем применения угроз или иных незаконных действий со стороны лица, производящего дознание, соединенное с применением насилия, издевательств и пытки).
«По данным следствия, 28.05.2010 гражданин России Константин Ярошенко был похищен подозреваемыми с территории парковки гостиницы Royal Hotel, расположенной в городе Монровия Республики Либерия, под предлогом задержания за якобы осуществляемую им в соучастии с иными лицами торговлю наркотическими средствами и приготовление к их последующей незаконной перевозке на территорию США, сотрудниками Управления по борьбе с наркотиками министерства юстиции США и сотрудниками Службы безопасности Республики Либерия.
После похищения Ярошенко был доставлен в неустановленное место на территории Республики Либерия, где незаконно удерживался вплоть до 30.05.2010 без предоставления консульской и адвокатской помощи, подвергаясь при этом насилию, издевательствам и пыткам в целях получения от него признательных показаний», – говорится в сообщении ведомства.
Как отметили в ведомстве, Ярошенко был незаконно вывезен из Либерии в США на самолете сотрудниками Управления по борьбе с наркотиками министерства юстиции США. При этом не были соблюдены нормы международного права и даже местного законодательства Либерии, регламентирующие экстрадицию и депортацию гражданина другого государства, а российские дипломаты не были даже уведомлены об этом.
«В настоящее время следствием допрашиваются члены семьи Ярошенко, а также лица, оказывавшие ему юридическую помощь в период его уголовного преследования правоохранительными органами США. Кроме того, следствием направлены международно-правовые запросы в компетентные органы США, Республики Либерия и ряд иных государств для проведения комплекса следственных действий в целях установления всех обстоятельств похищения гражданина России», – заявили в СК.
Бывший замминистра иностранных дел России Сергей Орджоникидзе не исключил, что фигуранты могут быть задержаны российскими властями.
«С Либерией и Соединенными Штатами у нас нет договора о выдаче. Но если фигуранты окажутся в третьих странах, с которыми у нас есть такой договор, мы потребуем выдачи. То есть выезд в третьи страны для них теперь крайне опасен», – сказал дипломат газете ВЗГЛЯД.
«Разговор на эту тему может быть с американской стороной продолжен, – добавил он. – Тут, правда, не совсем равные условия: там-то Ярошенко сидит в тюрьме, а у нас никого нет. Если бы было одинаково, тогда было бы проще. Во всяком случае у американских и у либерийских граждан есть шанс оказаться и в нашей тюрьме. Это такой политический сигнал: если они окажутся на территории третьих стран, возникнет вопрос о выдаче. Этим людям теперь надо будет думать, стоит ли ездить в третьи страны».
В то же время первый зампред думского комитета по международным делам Леонид Калашников сомневается, что кто-то будет привлечен к ответственности. «Но здесь важен сам факт – что все-таки российского гражданина защищают, говорят об этом, и пусть агенты ЦРУ будут оглядываться, и во всяком случае уже не поедут в Россию или в Южную Осетию, например», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
«Они должны были это сделать давным-давно. Есть конкретные люди, которые нарушают закон и фактически похищают российских граждан. Неважно, виноват он, не виноват – это по сути похищение человека, нарушение всяческих норм международных и уж тем более российских. Поэтому Следственный комитет должен был заявить свою позицию. Как он это делает? Возбуждением уголовного дела. МИД делает это дипломатическими нотами, а Следственный комитет – возбуждением дела. Он должен защищать интересы своего гражданина», – отметил он.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, инцидент с Ярошенко, доставленным на территорию США в обход всех юридических процедур, вызвал международный скандал. Сначала российское внешнеполитическое ведомство направило в Госдепартамент США ноту протеста по поводу того, что американские власти вовремя не проинформировали их о задержании российского гражданина.
Власти США признали нарушения в части, касающейся уведомления российских властей, однако на процесс это не повлияло.
В апреле 2011 года присяжные единогласно признали россиянина и нигерийца Чигбо Питера Уме виновными, двое других обвиняемых – Натаниэл Френч и Кудуфия Мавуко – были оправданы.
Ярошенко в итоге получил 20 лет тюрьмы.
В феврале прошлого года Ярошенко попросил помощи у президента России Владимира Путина. Он написал Путину письмо, в котором просил повлиять на президента США Барака Обаму и американские власти и добиться экстрадиции на родину.
В этом послании также говорилось о крайне тяжелом состоянии здоровья летчика, которое резко ухудшалось.
В марте этого года уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов заявил, что Ярошенко испытывает серьезные проблемы со здоровьем, а полное медобследование ему так и не проведено.
«Россия всегда делала то, что необходимо в соответствии с международными правилами и стандартами, в отличие от некоторых других стран, где эти стандарты грубо попираются в том, что касается обращения с заключенными и обеспечения доступа к ним, в том числе врачей», – передает ТАСС слова Долгова.
«Хотел бы особое внимание обратить на случай с Константином Ярошенко в США. Мы все помним, сколько времени к нему не допускались врачи, не оказывалась необходимая медицинская помощь. Насколько мне известно, комплексное медицинское обследование ему не проведено. У него остаются серьезные медицинские проблемы», – сказал дипломат.