Постоянный представитель России при ОБСЕ Андрей Келин заявил в пятницу на заседании Постоянного совета Организации, что Россия сомневается в выполнении украинской стороной минских соглашений, поскольку Киев не контролирует все вооруженные формирования, воюющие «за единую Украину» в Донбассе.
Они действуют по своей программе, не подчиняются жесткой дисциплине и командованию сверху
Он напомнил о заявлениях украинской стороны о том, что вооруженные силы Украины не могут вести обстрел городов. «На этот счет, мол, имеется приказ. В таком случае, к кому относится известная цитата американского сенатора Джона Маккейна: «Я думаю, что, если бы мы предоставили им оружие, которое им требуется, им бы не пришлось использовать кассетные бомбы», – приводит слова Келина ТАСС. «Это явно не ополченцы», – подчеркнул дипломат.
«Нерегулярные добровольческие формирования, сформированные олигархами батальоны получили в свое распоряжение столь смертоносное оружие. Это серьезная проблема, которая требует решительных действий, – заявил российский постпред. – Как можно гарантировать, что вооруженные группы, которые не подчиняются единому командованию из Киева, будут что-то выполнять? Фактически, это те самые незаконные вооруженные формирования, о которых говорится в минских договоренностях», – сказал он. «Нет никакой уверенности, что они тоже, как все мы, поддержат мирное и дипломатическое урегулирование ситуации, – подчеркнул Келин. – Они должны быть разоружены и выведены из зоны конфликта». «Еще более катастрофические последствия будет иметь накачка этих формирований дополнительным вооружением, в особенности из-за рубежа», – добавил он.
Одновременно глава минобороны ДНР Владимир Кононов заявил в пятницу о массовом переподчинении украинских «батальонов территориальной обороны». «Я обладаю данными, что 17 территориальных батальонов вышли из подчинения ВСУ и перешли под юрисдикцию Яроша. Это «Правый сектор*». «Правый сектор» никогда не выполнял никаких согласительных договоренностей, и по факту они все время провоцировали дальнейшие боестолкновения», – цитирует Кононова РИА «Новости».
В украинском минобороны ни подтвердить, ни опровергнуть это заявление не смогли: «Правый сектор» – он же к нам еще не относится. Так что обращайтесь к ним», – сказал газете ВЗГЛЯД представитель украинского ведомства. На вопрос, действительно ли из подчинения минобороны вышли 17 вооруженных формирований, в ведомстве потребовали официальный запрос, который может быть рассмотрен в течение нескольких дней.
Газета ВЗГЛЯД обратилась и к спикеру «Правого сектора» Артему Скоропадскому. Он опроверг изложенную Кононовым информацию, заявив, что 17 «батальонов» не были переданы организации ВСУ, а были в ней с самого начала. «Просто ДНР пугает всех «Правым сектором», – изложил Скоропадский свое видение ситуации.
По его словам, члены организации не только собраны в ее формированиях, но также служат и в других «батальонах». «Есть добровольческий украинский корпус «Правый сектор», который состоит из двух воюющих батальонов и запасных батальонов. Их как раз 17. У нас есть много людей в других батальонах – есть люди из «Донбасса», из «Айдара». Из действующей армии к нам никто не приходил. Но у нас нормальное взаимодействие с действующей армией на уровне командиров бригад, грубо говоря, на уровне полковников-подполковников», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
«Есть военно-политическое движение «Правый сектор». Оно состоит из политической партии «Правый сектор», официально зарегистрированной в министерстве юстиции, и одноименного добровольческого корпуса «Правый сектор». А Дмитрий Ярош – провiдник, это слово не переводится. Он лидер вообще всего движения», – пояснил представитель организации.
«На немецкий это слово очень хорошо переводится, – заметил в интервью газете ВЗГЛЯД глава украинского Центра евразийских исследований политолог Владимир Корнилов. – Скажем, когда ОУН* переводили немецкие документы 30–40-х годов на украинский язык, слово Führer они переводили как провiдник: провiдник Германии Гитлер, провiдник Украины Бандера и т.д.».
«Правый сектор» давно заявил, что отказывается переходить в юрисдикцию минобороны и будет действовать, что называется, по своей программе, – рассказал он. – Когда в сентябре был подписан мирный договор и на Украине все обсуждали, как же его будут выполнять, говорящая голова «Правого сектора» Олена Білозерська, известная блогерша на Украине, сразу конкретно заявила: «Мы незаконное бандформирование и не подчиняемся приказам главнокомандующего, и на нас все эти мирные договоры не распространяются». Ясное дело, что «Правый сектор» будет продолжать свою бойню. Он действует непосредственно на подступах к Донецку, в Песках, в частности. У него есть своя артиллерия. Они никуда не будут ее отводить от Донецка. Ну а если они будут обстреливать Донецк, армии ДНР ничего не останется делать, кроме как отвечать».
«Правый сектор» имеет своих людей в силовых структурах – и в СБУ, и в МВД. Если он и ведет с ними какую-то координацию, то скорее, для получения информации. Но уж точно приказам не собирается подчиняться. Мало того, батальоны «Правого сектора» тщательно координируют свои действия с другими батальонами, которые хоть формально и входят в структуру минобороны и МВД, но фактически подчиняются людям Коломойского и действуют также по своей программе», – добавил политолог.
Владимиру Корнилову ситуация с «Правым сектором» напоминает штурмовиков Рёма до «Ночи длинных ножей»: «Они действуют по своей программе, не подчиняются жесткой дисциплине и командованию сверху, для них «фюрер» – это не Порошенко, а местный какой-нибудь командир батальона. Называют они Яроша не иначе как провiдник», – заключил он.
Весной украинское общество, охваченное шапкозакидательскими настроениями, продемонстрировало небывалый патриотический подъем и желание воевать с русскими.
Активисты Майдана тысячами начали записываться в нацгвардию и различного рода «добровольческие батальоны». Эти вооруженные формирования создавались активистами националистических взглядов и просто проходимцами. Когда набиралось достаточное число добровольцев, среди которых немало и откровенных нацистов, причем не только с Украины, такое формирование регистрировалось киевскими властями и передавалось в подчинение минобороны или МВД. Боевики обеспечивались оружием и удостоверениями, однако власть командования над «батальонами» носит, в большей степени, формальный характер. За прошедшее время наблюдатели, в том числе международные, фиксировали сотни случаев военных преступлений, мародерства, пыток, убийств мирных граждан, совершенных членами «батальонов». Отмечались случаи открытого неподчинения командованию и даже массового дезертирства с фронта с оружием в руках.
Вместе с тем «батальоны» стали важным фактором внутренней украинской политики. Наиболее одиозные командиры этих отрядов являются сейчас депутатами Рады. При этом многие из них получают снабжение от олигархов, в частности, всем известного Коломойского, который имеет непосредственное влияние на многие «батальоны».
С лета прошлого года у боевиков вошло в моду регулярно пикетировать органы власти в Киеве с требованиями ввести военное положение или помочь воюющим в Новороссии украинским частям. Представители этих формирований неоднократно заявляли о готовности устроить переворот, если киевские власти будут вести «предательскую политику». Вот и в пятницу экс-заместитель командира «Азова» – наиболее одиозного формирования, члены которого не стесняются показывать западным журналистам гитлеровскую символику – Игорь Мосийчук прокричал об «измене». «Измена. Национальная измена. Предательство национальных интересов. Только так можно охарактеризовать текст по выполнению минских соглашений, подписанный с ДНР и ЛНР Леонидом Кучмой от имени Украины», – заявил Мосийчук. Он пообещал, что будет всячески препятствовать имплементации минских соглашений в Верховной раде. «До конца 2015 года в конституцию Украины должны быть внесены изменения и Донбассу должен быть предоставлен особый статус – это, по сути, автономия Донбасса, к власти в котором придут Захарченко и Плотницкий. Буду прилагать максимальные усилия, чтобы не допустить имплементацию в парламенте этих предательских соглашений», – отметил он.
Командиры «добровольческих» формирований регулярно заявляют также о необходимости дать им больше полномочий. В среду об этом говорил Семен Семенченко. «Нужен один человек с полномочиями, который взял бы в охапку командиров нескольких частей из МВД, нацгвардии, ВСУ, вытащил наружу и развалил на месте весь тот бред, которым некоторые личности прикрывают свое нежелание брать на себя ответственность, и решил бы проблему т.н. дебальцевского котла. Представители АТО почему-то эту проблему решить не могут. Давайте тогда «комиссара» из центра. Нет желающих, дайте мне хотя бы устные... полномочия», – написал Семенченко на своей странице в Facebook*.
Однако то, что «одним человеком с полномочиями» должен быть непременно Семенченко, наверняка оспорили бы командиры других формирований. А в военной обстановке лучшим способом показать свои управленческие навыки являются боевые операции, так что ожидать, что эти формирования будут соблюдать режим прекращения огня, не приходится.
Напомним, ранее Киев пытался нейтрализовать влияние «батальонов», проводя их через различные бюрократические процедуры. Тот же Мосийчук заявлял, что «батальоны», которые вышли из-под контроля Игоря Коломойского, киевские власти решили расформировать.
В январе ряд штурмовиков из наиболее известного «батальона» «Донбасс» заявили о том, что они не хотят больше служить под началом Семена Семенченко и уходят создавать одноименное формирование. «Согласно совместной директиве министерства обороны Украины и генерального штаба ВС Украины от 17 января 2015 года в составе Вооруженных сил Украины создан 46-й отдельный батальон специального назначения «Донбасс-Украина», в который перешли из национальной гвардии Украины и других подразделений большая часть бойцов батальона «Донбасс» первого набора, принимавшие участие в АТО и прошедшие Иловайский котел, а также другие добровольцы и патриоты, готовые защищать и в дальнейшем свою страну», – писали члены этого формирования.
А в начале февраля появились сообщения о предстоящем расформировании «батальона» «Айдар», в котором работала небезызвестная Надежда Савченко. Члены батальона откликнулись на эти известия пикетом возле здания украинского минобороны, где они жгли покрышки и пытались взять здание ведомства штурмом. Киевские власти сразу же заявили, что о расформировании речи не идет – это всего лишь формальности, связанные с изменением номера части. Кроме того, в правительстве заверили, что «Айдар» «дополнительно усилен, а военнослужащие снаряжены всем необходимым».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ