ВЗГЛЯД: Йохан, как вы оцениваете ситуацию со свободой прессы в нынешней Украине? Как она изменилась за последний год?
Украинцы сегодня находятся на распутье
Йохан Бир: Украина опустилась на две строчки ниже в Индексе. Ситуация не может не беспокоить. В 2014 году отмечалась массовая волна насилия в отношении журналистов, особенно связанная с подавлением протестов против президента Януковича.
Потом начался конфликт в Донбассе. Это очень опасно для журналистов: во время этого конфликта шесть журналистов были убиты, и гораздо большее число стали жертвами нападений, были похищены, избиты. Это был худший год с точки зрения безопасности журналистов с момента независимости страны.
«Репортеры без границ» обеспокоены ситуацией на Украине (фото: кадр из видео) |
С другой стороны, ситуация во многом улучшилась по сравнению с периодом правления Януковича. Были проведены реформы, касающиеся независимости государственных вещательных СМИ и публичного доступа к информации. Однако выполнение большинства демократических обещаний, которые были сделаны, было отложено.
В настоящее время поступают тревожные сигналы, особенно в связи с созданием министерства информации и некоторыми законопроектами, предлагавшими дать большую власть СНБО. К счастью, они были отклонены. Но мы будем очень внимательно следить за ситуацией. Потому что очевидно, что у Киева есть соблазн решить проблемы в сфере безопасности в связи с конфликтом за счет увеличения контроля над медиа. Поэтому мы заявили, что украинцы сегодня находятся на распутье. Это был ужасный год с точки зрения безопасности. Конечно, за это ответственно не только нынешнее правительство, но также и правительство Януковича, и сепаратисты в Донбассе. Но на нынешнем правительстве лежит ответственность защитить журналистов и гарантировать законодательные рамки для свободной и независимой журналистики в стране.
ВЗГЛЯД: Каковы ваши прогнозы на ближайшие месяцы?
Й.Б.: Многое зависит от того, как будет развиваться конфликт в Донбассе. Если он пойдет на убыль и придет к мирному процессу в каком-то виде, тогда есть шансы, что правительство будет в состоянии сконцентрироваться на построении стабильного демократического государства. С другой стороны, если конфликт будет развиваться и напряжение будет возрастать, есть большой риск, что правительство отреагирует на ситуацию жестокими мерами, пытаясь получить контроль над СМИ. Объявление военного положения в любой стране означает свертывание многих основополагающих свобод.
ВЗГЛЯД: Вы уже сформулировали позицию по делу западноукраинского журналиста Руслана Коцабы, арестованного за публичное несогласие с мобилизацией?
Й.Б.: Пока мы разбираемся в этом деле, собираем информацию, особенно факты и предположения, которые выдвигает против него СБУ. Это вопрос наших полномочий. Мы как «Репортеры без границ» занимаемся проблемами свободы слова. Нам надо выяснить, за что Коцаба арестован: если дело связано с его заявлениями в адрес президента Порошенко, то это вне наших полномочий, потому что это скорее его политическая позиция, чем его журналистская деятельность. Наша задача сейчас – определить, является ли его журналистская деятельность и особенно то, как он освещал конфликт в Донбассе, также причиной его ареста. Так что сейчас мы изучаем документы, очень скоро мы придем к заключению и сделаем заявление по этому поводу.
ВЗГЛЯД: То есть, если он арестован за политические взгляды, это вне вашей компетенции?
Й.Б.: Да, это так. Конечно, это не значит, что это (арест Коцабы – прим. ВЗГЛЯД) нормально. Но наш мандат касается только свободы информации. Мы бы отреагировали только в случае, если его журналистская деятельность стала бы причиной для уголовного преследования. Хотя, возможно, к такому заключению мы и придем. Нам нужно еще немного времени, чтобы тщательно изучить все материалы.
ВЗГЛЯД: Как бы вы прокомментировали приостановку аккредитации ряда российских СМИ при украинских госучреждениях?
Й.Б.: Я пока не видел этого. Если это так, это очень печально. С начала конфликта мы фиксировали множество попыток не позволить русским репортерам работать на Украине. Многих из них заставляли ехать обратно на границе или в аэропорту. Конечно, мы настоятельно просим обе воюющие стороны позволять работать всем журналистам. Это очень важно, чтобы гарантировать доступ к свободе информации. Это касается всех воюющих сторон, конечно, включая украинцев.