Пьянство моряков или вина фрахтователя
В истории с «Профессором Меграбовым» очень много вопросов, ответов на которые нет
Экипаж арестованного в Китае судна «Профессор Меграбов» обвинили в пьянстве.
«Груз мороженой рыбы был испорчен, залит промасленной водой из-за технической неисправности по вине команды, из-за этого китайская сторона отказалась его принимать, выставила претензию и арестовала судно. Ранее, также по вине команды, произошла поломка двигателя, он засорился», – приводит ТАСС сообщение компании-фрахтователя судна RIMSCO из Владивостока.
«Судно вышло в рейс в ночь со 2 на 3 сентября и 6 сентября должно было быть в Даляне, вместо этого его 14 числа отбуксировали в Пусан из-за неисправности двигателя. В октябре в Корее была заменена большая часть команды, поэтому информация о задержке зарплаты на четыре месяца вызывает сомнение», – также говорится в сообщении.
Причиной ущерба компания назвала пьянство. Согласно этой информации, семь моряков были сняты с судна еще в южнокорейском порту Пусан, по пути в Далянь, восьмой из-за пьянства был уволен во вторник.
На сайте «Первого интернет-телевидения Приморья» сообщается, что моряки устали ждать помощи от руководства и прислали видеообращение на ОТВ: «На судне в данный момент авральная ситуация: нет топлива, света, мы замерзаем, нечего есть. Судно стоит арестованное в порту Далянь уже месяц. Зарплату нам не выплачивают уже четыре месяца. И беда в том, что нас просто не отправляют домой, бросили выживать в холоде и в голоде», – рассказали они.
Один из членов экипажа «Профессора Меграбова» скончался.
Моряков на том судне работодатель делит на два типа: добросовестные сотрудники и алкоголики. И проблемы начались в том числе из-за их противостояния, считает Алиев.
По его словам, трюмы доверху забиты провизией. А последняя зарплата была в ноябре, что позволяет морякам «не трезветь». Таким образом, полагает он, то, что судно застряло в Даляне, – вина самого экипажа, который сломал двигатель и облил мазутом весь груз.
Наконец, Алиев увидел в произошедшем и возможные происки конкурентов: «Это уже не в первый раз, в 2009 году в первый раз встречался. Как конкуренты действуют, нечистоплотные конкуренты. Засланные казачки. Это всем ясно. На работу берешь, проверяешь вроде. А когда они ломают судно, извините, вот», – сказал он.
Половину виновных руководитель компании уже уволил. Остальных ждет та же участь, но после того, как «Профессор Меграбов» придет к родным берегам, что со сломанным двигателем и вмешательством китайских властей выглядит проблемой.
Атташе российского генконсульства в Шэньяне Кирилл Махрин высказал РИА «Новости» еще одну точку зрения на происходящее: «Насколько нам известно, судно было арестовано. Компания-фрахтователь и владелец сейчас проходят процедуру конкурсного управления, то есть, как я понимаю, у них недостаточно денег для выплаты расходов», – сказал он.
Атташе также подтвердил факт смерти одного из членов экипажа. «Скончался один из членов экипажа. Его тело уже забрали с судна и будут кремировать и возвращать прах в Россию». О причинах смерти ничего не известно.
«Головоломка»
По словам морского эксперта Михаила Войтенко, ситуация с российскими моряками в Китае крайне запутанна, и у него нет однозначного ответа на вопрос, что все-таки произошло.
«Сначала приводилась позиция экипажа, что им не выплачивают деньги, что они застряли там. Потом стала распространяться позиция нанимателя, который говорит совсем другое. И кто из них прав, кто виноват, я не знаю», – рассказал эксперт газете ВЗГЛЯД. Ситуацию с «Профессором Меграбовым» он назвал «головоломкой».
При этом представителей компании-судовладельца Войтенко знает лично и утверждает, что по крайней мере несколько лет назад они были «на хорошем счету». «Но если компания попала во что-то неприятное, если нет денег на выплаты зарплат, то она могла и «испортиться». Так что за их слова я тоже поручиться не могу», – отметил он.
Рассуждая на тему того, могло ли пьянство моряков (если информация судовладельца подтвердится – прим. ВЗГЛЯД) привести к порче груза и поломке оборудования, Войтенко ответил утвердительно – могло. И в таком случае судовладелец «имеет право шипеть на них». Но и зарплату должен им выдать при любом раскладе.
«В этой ситуации нужно собрать все данные о «Профессоре Меграбове», пройти по их маршруту. Сначала, после поломки, их привели в Пусан, там надо взять данные, и от тех, кто их буксировал, тоже. Потом они оказались в Даляне, где тоже нужно все узнать и посмотреть, изучить данные грузополучателей», – отметил он.
В качестве финального арбитра, если судовладелец и экипаж будут продолжать высказывать противоположные вещи, может выступить суд. В контрактах обычно указывается конкретный арбитражный суд, который мог бы поставить все точки над i, как правило, для таких судов арбитраж находится либо в Лондоне, либо в Сингапуре. Но не часто доходит до разбирательства там.
«Второй момент – это гибель человека на борту. Пока совершенно непонятно, как это произошло», – добавил Войтенко.
По его словам, если член экипажа, например, тяжело заболел, ему обязаны были помочь власти той страны, в водах которой находилось судно. И не важно, был у него страховой полис или не было, сначала должна была оказываться помощь, а уже потом нужно было разбираться с этими вопросами.
«Если помощь не оказывалась, капитан судна не запрашивал помощь – все это вызывает вопросы. Если человек умер внезапно – также необходимо установить, почему это произошло. В истории с «Профессором Меграбовым» очень много вопросов, ответов на которые нет», – заключил Войтенко.
«При чем тут китайцы?»
В свою очередь руководитель Центра морского права Василий Гуцуляк в комментарии газете ВЗГЛЯД согласился с тем, что нынешняя ситуация крайне запутанна и противоречива.
«Я могу рассуждать лишь гипотетически. И с этой точки зрения пьянство на борту действительно имеет место. Это один из главных недостатков наших моряков. Не секрет, что на мировом рынке труда они пользуются большим спросом. Но судовладельцы все как один говорят: вы бы давно опередили и китайцев, и филиппинцев, и всех остальных, если убрать один этот недостаток», – отметил эксперт.
При этом Гуцуляку непонятно, на каком основании судно задерживается именно китайской стороной, даже если допустить, что моряки были нетрезвы и испортили часть груза. «Это внутреннее дело судна, и китайцы тут ни при чем», – рассказал он.
По его словам, «четко описанных норм ни в каких договорах» о том, как поступать в данной ситуации, нет, однако сложилась общепризнанная мировая практика, что подобные вещи являются личным дело судна, владельца, государства-флага судна – за исключением случаев, «имеющих последствия, нарушающих мировой порядок и безопасность в порту», или если на борту было совершено тяжкое преступление.
При этом обязанности для китайцев расследовать смерть моряка в море также нет. Но местные правоохранительные органы имеют право инициировать расследование, если у них есть какие-то подозрения. Но могут и не вмешиваться, это их право.
Если же смерть произошла в порту, власти государства порта обязаны оказать всяческое содействие экипажу, оформить необходимые юридические документы, которые потом могут понадобиться: свидетельство о смерти и т. д.
Во вторник российский СК приступил к проверке информации о задержке зарплаты российским морякам. В то же время глава Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков Николай Суханов заявил, что официального обращения от капитана или экипажа судна на этот счет ему не поступало.
Из последних громких случаев задержки российских моряков в портах других стран можно вспомнить ситуацию начала прошлого года, когда власти Сенегала освободили траулер «Олег Найденов», ранее задержанный военными.