Российские военные за ночь отработали план действий и ряд мероприятий в связи с инцидентом с Су-24М над Сирией, сообщил в среду министр обороны Сергей Шойгу. По его словам, первоочередные меры в ответ на инцидент ведомство уже приняло.
Наши летчики поменяют большинство тактических приемов. Видимо, большая часть их перейдет на ночные действия
В частности, по его словам, ракетный крейсер «Москва» занял район в прибрежной Латакии в готовности уничтожить любую потенциально опасную воздушную цель. Крейсер «Москва» несет на борту зенитный ракетный комплекс морского базирования «Форт» (морской аналог С-300). На крейсерах проекта 1164 «Атлант», к которому относится «Москва», устанавливаются 8 пусковых установок «Форта» с общим боекомплектом в 64 ракеты.
По сути, это единственное существенное прикрытие наших бомбардировщиков, имеющееся в Сирии на данный момент – истребителей категорически не хватает (об этом ниже).
Правда, как сообщил Сергей Шойгу, вскоре на авиабазу Хмеймим будет переброшена зенитно-ракетная система С-400 – еще более совершенный комплекс, позволяющий поражать цели на дальности до двухсот километров. Это будет серьезное подспорье.
Накануне вечером начальник Главного оперативного управления Генштаба генерал-лейтенант Сергей Рудской заявил, что отныне действия российских бомбардировщиков будут прикрывать истребители, а все потенциально опасные цели Россия будет уничтожать.
«Не сомневаюсь, что помимо оперативно-стратегических решений, о которых объявил на коллегии Минобороны Сергей Шойгу, руководство Воздушно-космических сил и авиационной группировки, которая выполняет задачи по борьбе с ИГИЛ*, предпримут целый ряд тактических приемов, которые позволят повысить безопасность боевого применения наших самолетов и вертолетов, – сказал газете ВЗГЛЯД Герой России, главком ВВС в 90-е годы генерал армии Петр Дейнекин. – Уверен, что наши летчики поменяют большинство тактических приемов. Видимо, большая часть перейдет на ночные действия. Будут меняться переменные профили: надо лететь к объектам удара низко-низко над землей. Тогда наземные средства ПВО просто не успеют отреагировать на подлетающий на малой скорости и малой высоте самолет. Конечно, атаковать цели нужно с внезапных направлений. Непосредственно перед ударом надо выходить на безопасные высоты применения боеприпасов и с разворотом в неожиданную для противника сторону уходить на свою территорию».
Если говорить о том, как обезопасить российские самолеты от истребителей, то, по его мнению, «на период действия авиации и на маршрутах их выдвижения нужно выставлять на территории Сирии воздушные патрули, которые могли бы это безумие прекратить». «Надо построить, если хотите, покрышкинскую этажерку: на нескольких высотах поставить такой заслон, чтобы никто даже не пытался проникнуть на территорию, где наносит удары наша авиация», – сказал генерал.
В приграничных с Сирией областях у Турции базируются около сотни истребителей. После удара по российскому самолету 18 турецких истребителей F-16 провели крупную операцию по патрулированию турецко-сирийской границы. Всего у Турции свыше 200 истребителей разных модификаций.
Россия в настоящее время располагает в Сирии всего четырьмя истребителями Су-30СМ. Этого, мягко говоря, для противодействия турецкой авиации недостаточно. Объясняется подобное количество просто: судя по всему, Генштаб не предполагал, что российские бомбардировщики в Сирии придется прикрывать от турецкой истребительной авиации.
По словам Петра Дейнекина, на каждый штурмовик или бомбардировщик необходимо выделять по одному истребителю прикрытия, но «если выполняется полет одиночной машиной со сложной задачей, например, сфотографировать серьезный объект, его надо прикрыть как следует». «Того количества машин, которое находится сейчас на территории Сирии, достаточно, чтобы показать эффективную работу в средствах массовой информации, но этого будет явно недостаточно для борьбы с ИГИЛ в полном объеме. Группировка будет наращиваться, в этом нет никаких сомнений», – заключил он.
Таким образом, если исходить из слов бывшего главкома, количество российских истребителей на базе Хмеймим необходимо увеличить в разы (штурмовиков и бомбардировщиков там на данный момент 23).
«Кстати, если вернуться к истории, это можно назвать синдромом Руцкого, – отметил Дейнекин. – Если вспомнить войну в Афганистане, то наш летчик-штурмовик на самолете Су-25 капитан Александр Руцкой был сбит как раз пакистанским истребителем, хотя он не нарушал воздушного пространства Пакистана. Руцкого тогда пленили, пытали, едва не сожгли, но, конечно, в итоге его выручили, и он законно был награжден звездой Героя Советского Союза. В этой провокации, как в зеркале, полностью промоделирована ситуация с нашим кораблем Су-24. Советское командование сделало выводы из этой ситуации. В Афганистане получили бесценный опыт применения нашей авиации, но это забывается. Приходит другое поколение, и те же ошибки совершаются, к сожалению».
Накануне экс-начальник Генштаба генерал армии Юрий Балуевский в интервью газете ВЗГЛЯД задавался вопросом, почему российские бомбардировщики летали без прикрытия. «Мы все время говорили о том, что наши самолеты, которые там летают, должны быть под прикрытием наших истребителей. Вот где были в этот момент наши истребители? Технически экипаж должен был увидеть, когда его облучили радаром. Наверняка то, что они катапультировались, – это была их реакция на облучение и на применение оружия», – сказал он.
Правда, уже в среду спасенный штурман Су-24 рассказал об обстоятельствах гибели своего самолета и командира: по его словам, атака турецкого истребителя была абсолютно неожиданной.
Бывший командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО, Герой России, генерал-лейтенант Валерий Горбенко также заявил газете ВЗГЛЯД, что решение о выделении прикрытия несколько запоздало, учитывая, что турки еще на прошлой неделе предупреждали о возможных инцидентах. «Они уже предупреждали нас раньше и истребители поднимали. Поэтому нам надо было прикрывать. Тем более Су-24, им с истребителями воевать сложновато», – сказал он.
Заслуженный летчик-испытатель, Герой России, полковник Игорь Маликов высказал мнение в интервью газете ВЗГЛЯД, что истребители прикрытия просто не позволят иностранным самолетам приблизиться к российским штурмовикам и бомбардировщикам. «Если увидят, что подходят к границе, – все, надо наводить истребители, чтобы они на дальность действия оружия даже не приближались. Что они сотворили – понятно, теперь надо обезопаситься от повторения подобного», – сказал он.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ