Боевики группировки «Джебхат ан-Нусра*» захватили стратегическую высоту Таль аль-Хара в сирийской провинции Дераа в 110 километрах от Дамаска, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на арабскую газету «Аш-Шарк аль-Аусат». Это самая высокая точка в южной провинции, расположенная недалеко от сирийско-израильской демаркационной линии, с нее полностью простреливается территория в радиусе 40 км, в том числе южная окраина Дамаска.
О свертывании работы центра руководство Минобороны задумывалось еще в 2012 году
Захватив высоту, боевики получили находящиеся на ней базы сирийской армии со всей тяжелой военной техникой, оружием и боеприпасами. По данным Сирийского центра мониторинга за соблюдением прав человека, исламисты пленили 10 солдат правительственных сил. Впрочем, МИД России ранее отмечал, что уровень компетентности Сирийского центра мониторинга за соблюдением прав человека заставляет сомневаться в достоверности информации, которую он предоставляет.
На Таль аль-Хара находился совместный российско-сирийский центр радиотехнической разведки («Центр-С» ОСНАЗ).
Исламисты опубликовали видео, где запечатлены радиолокационные станции, а также фотографии на стенде внутри центра, подписанные по-русски и по-арабски, а также эмблемы разведуправления Сирии и ОСНАЗ ГРУ ГШ ВС РФ (части ОСНАЗ занимаются радиотехнической разведкой). Фотографии на стенде имеют, в частности, такие подписи, как «визит советника МО РФ Куделиной Л. И. в Центр» (правильное имя – Куделина Л. К. – прим. ЗГЛЯД), «совместная обработка информации российскими и сирийскими офицерами», «Рабочий визит начальника ГУ МВС ВС РФ».
Источник газеты ВЗГЛЯД, знакомый с ситуацией, сообщил, что о свертывании работы центра в случае, если события в Сирии пойдут по неблагоприятному сценарию, руководство Минобороны задумывалось еще в 2012 году.
Впрочем, никаких официальных подтверждений того, что центр взят под контроль, пока нет. Могли ли боевики или их кураторы поместить на стенды сделанные в другом месте фотографии, подписать их и поставить крикливого комментатора с его разъяснениями, сказать трудно.
Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко в интервью газете ВЗГЛЯД высказал большое удивление по поводу того, что в руки мятежников попали какие бы то ни было материалы, касающиеся российско-сирийского сотрудничества. «Если это подлинное видео, а не специально сфабрикованная фальшивка, как это было ранее с якобы убитым российским генералом в Сирии, полагаю, перед уходом следовало полностью вывезти или уничтожить не только аппаратуру, но и все плакаты, фотографии и прочую документацию, которая присутствует на видеосъемке.
Подобные видео- и фотоматериалы могут быть использованы с целью активных информационных операций против нас. Но информации мало».
«Если жизнь действительно заставила оттуда уйти, это неприятно с точки зрения добывания разведывательной информации методами радио- и радиотехнической разведки. Место было исключительно хорошее на предмет вскрытия и анализа радиоэлектронной обстановки, перехвата и дешифровки в регионе. Это потеря с точки зрения возможностей российской радиоэлектронной разведки. В любом случае следовало бы дождаться официальной реакции российских госструктур, чтобы понимать, с чем мы имеем дело: с очередной видеофальшивкой или со свершившимся фактом», – добавил он.
«Центр имел значение для контроля ситуации в восточной части Средиземного моря, а также в наиболее взрывоопасном регионе Ближнего Востока, где сейчас все бурлит и кипит, – сказал газете ВЗГЛЯД первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. – Мы, конечно, там многое потеряли. Но надо понимать, что если там и были наши представители, то их было очень немного. Думаю, что аппаратура там была не самая современная.
«Захват означает, что у боевиков достаточно оружия, и они решили одну из частных задач. Сирийские вооруженные силы нуждаются в более массированной поддержке со стороны России и других стран мира. И это лишний раз подтверждает, что удары США по позициям ИГИЛ* в Сирии – не что иное, как имитация борьбы. С партизанами авиаударами не воюют», – отметил он.
«Оборудование может представлять интерес не для самих боевиков, а для более серьезных противников, которые интересуются нашими разведывательными возможностями, – прокомментировал ситуацию газете ВЗГЛЯД бывший начальник аналитического управления КГБ СССР Владимир Рубанов. – Что касается ущерба, он может быть репутационный и с точки зрения научно-технических секретов и эффективности дальнейшего использования подобных средств. Потому что если какая-то страна понимает, как эти средства работают, она может найти противоядие и обходить эти технические возможности. Сам факт захвата имеет значение с точки зрения пиара».
По его мнению, сами боевики никак не смогут использовать оборудование, которое могло попасть в их руки. «Это вещь дорогостоящая, она настроена на определенные задачи. Это не для мозгов исламских боевиков, это для людей, которые занимаются такими технологиями», – отметил он.
Рубанов считает, что перед тем, как оставить объект, российские военнослужащие должны были забрать или уничтожить секретные данные и аппаратуру, попадание которых в чужие руки могло нанести ущерб безопасности: «Не думаю, что что-то ценное там оставили. Большой потери я здесь не вижу. Системы шифрования, конечно, снимаются в первую очередь. Параметры, задания, объекты, цели не содержатся в «железе». «Железо» большого значения не имеет. В оперативно-стратегическом плане потеря небольшая. Ну а техника есть техника».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ