Обучение без контроля
В ходе расследования авиакатастрофы Boeing 737 в Казани, в которой погибли 50 человек, следователи выяснили, что большое количество пилотов авиакомпаний работали с фиктивными дипломами.
Пилоты фактически не проходили подготовку
«У нас есть все основания предполагать, что многие пилоты, а это прежде всего касается небольших авиакомпаний, получили, по сути, фиктивные свидетельства пилотов коммерческой авиации, поскольку фактически не проходили подготовку», – цитирует РИА «Новости» слова официального представителя Следственного комитета (СК) России Владимира Маркина.
Он пояснил, что такие свидетельства выдает Росавиация на основании документов о подготовке и переподготовке на курсах авиационных учебных центров, которых в России больше 100. «Здесь прежде всего возникают вопросы к Росавиации, поскольку именно она лицензирует эти учебные центры и должна осуществлять контроль над их работой», – отметил представитель СК.
«Командир самолета Рустем Салихов имел специальность штурмана воздушного судна, а затем он якобы прошел обучение, получив диплом пилота коммерческой авиации в одном из авиационных учебных центров, действовавших в 2008–2009 годах», – уточнил он.
По его словам, в связи с этим главным следственным управлением СК России в ряде департаментов Росавиации проводятся обыски, связанные с изъятием документации, касающейся деятельности данных учебных центров. После завершения обысков следователи допросят руководителей этих департаментов.
В свою очередь глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что пилоты разбившегося в Казани Boeing 737 проходили обучение в трех разных летных центрах.
Рустем Салихов (Фото: 1tv.ru) |
По его словам, первоначальную летную подготовку они проходили в калужском и петербургском учебных центрах в 2008–2009 годах по государственной программе переучивания. Оба этих центра уже закрыты, их сертификаты аннулированы. На конкретный тип самолета Boeing 737 пилоты обучались в летном центре S7, там следователи тоже ведут работу.
Нерадько отметил, что катастрофа расследуется всесторонне. Создана комиссия МАК по расследованию катастрофы с участием представителей Росавиации и других заинтересованных ведомств и компаний, в частности разработчиков самолета (компания Boeing), производителей двигателей.
«Параллельно проходят следственные мероприятия, которые проводит Следственный комитет. Исследуется история самолета, уровень подготовки пилотов. В настоящий момент в здании Росавиации подготовку экипажа изучают сотрудники СК. Это сопровождается обысками и изъятием документов. СК изучает, в каких учебных центрах эти пилоты проходили первоначальную летную подготовку, насколько профессиональны эти пилоты», – передает ИА «Прайм» слова главы Росавиации.
В сообщении на сайте Росавиации говорится, что ведомство «никогда не скрывало никаких документов» и готово оказать «любое содействие» расследованию Следственного комитета.
Позже в пятницу на сайте ведомства появилась информация о том, что Росавиация «проводит проверки легитимности выдачи пилотских свидетельств всем переучившимся из штурманов и бортинженеров по целевым программам переподготовки, которая осуществлялась в 2009 году».
Также Росавиация начала проверку «всех авиакомпаний, расположенных на территории Республики Татарстан («АК БАРС АЭРО», «ТУЛПАР», «Тулпар Эйр» и «КАПО Авиа»), и проверку действий должностных лиц Татарского межрегионального территориального управления, причастных к необъективным сертификационным проверкам авиакомпании «Татарстан».
Президент фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженный пилот СССР Олег Смирнов ранее в интервью газете ВЗГЛЯД говорил, что в ходе расследования выясняются «очень интересные данные по подготовке экипажа разбившегося самолета».
«Мы уже давно знали, что погибшему пилоту был выдан диплом уже через несколько дней после закрытия учебного центра. Поэтому нас так окрыляет мысль, что Следственный комитет разберется в том, в чем должны разбираться государственные регулирующие органы гражданской авиации. Но следователи после расследования ситуации должны будут доложить общественности, почему этот контроль не осуществлялся. Именно отсутствие контроля становится главной причиной авиакатастроф в последние годы. Для того и проводятся расследования катастроф, чтобы исключить в будущем все ошибки, но у нас ничего не меняется», – заявил газете ВЗГЛЯД Смирнов, комментируя заявление Маркина.
По словам летчика, немедленно нужно менять государственную систему регулирования гражданской авиации. «Россия – единственная страна в мире, не имеющая единого полномочного органа в этой сфере. У нас их много, но никто ни за что не отвечает. И ни у кого не прописана ответственность за жизнь пассажиров, поэтому откуда безопасности полетов-то взяться. Кроме Росавиации, контроль должны осуществлять и Ространснадзор, и Минтранс», – отметил летчик.
Смирнов пояснил, что каждому центру по подготовке пилотов дается специальный сертификат, разрешающий деятельность, только Росавиацией. «Сертификат – гарантия государства в том, что в учреждении все в порядке как со стороны тех, кто преподает, так и со стороны тех, кто получает образование. Документ центрам выдается после проведения тщательной проверки соблюдения всех необходимых правил», – заявил он.
Летчик заметил, что в настоящее время 97% пассажирских перевозок осуществляется на иностранных самолетах, нет ни одного документа, дорожной карты, плана, которые бы ориентировали авиакомпании, промышленность. «В результате возник цунами в численной подготовке персонала. Техника меняется быстро, у нас уже 700 самолетов иностранных. На каждый нужно шесть экипажей, 12 пилотов. А учебные заведения ввиду отсутствия кадровой политики были потеряны, опущены до такого состояния, что летчики стали пропускать тренировки. Кроме того, пилотские удостоверения тоже выдаются только Росавиацией. Сколько пилотов с фиктивными дипломами работает в России, сказать сложно, пусть СК это и выяснит. Должность командира корабля не покупается ни за какие деньги, им можно только стать через систему теоретической подготовки, огромной практики днем, ночью, в сложных метеоусловиях и т. д.», – сказал летчик.
Обобщая ситуацию, Олег Смирнов констатировал, что в современной гражданской авиации сложилась острая нехватка летных кадров, что и привело, в частности, к переобучению на пилотов штурманов.
Опознание завершено
В пятницу также стало известно о завершении процедур по опознанию жертв катастрофы. «В ночь на 6 декабря в генетической лаборатории экспертно-криминалистического центра МВД Татарстана завершена идентификация останков последнего пассажира потерпевшего крушение Boeing 737 – гражданки Великобритании 1960 года рождения», – сообщается на сайте МВД по Республике Татарстан.
В МВД отметили, что исследование выполнено в кратчайшие сроки по генетическим образцам ее родственников. «Таким образом, в настоящее время опознаны все 50 человек, находившихся на борту потерпевшего крушение самолета», – говорится в сообщении.
В СК добавили, что при проведении экспертизы останков пилотов потерпевшего крушение Boeing 737 в их крови не было обнаружено признаков наркотического или алкогольного опьянения.
Напомним, самолет Boeing 737 авиакомпании «Татарстан» разбился при заходе на посадку в аэропорту Казани 17 ноября. На борту находились 44 пассажира и шесть членов экипажа. Все они погибли.
Известно, что при крушении самолета погибли, в частности, сын президента Татарстана Ирек Минниханов и глава управления ФСБ по Татарстану Александр Антонов. Кроме того, жертвами катастрофы стала супружеская пара научных сотрудников Высшей школы экономики (ВШЭ) Евгений Князев и Наталья Дрантусова.
Следствие рассматривало пять версий катастрофы: ошибка пилотирования, техническая неисправность самолета, некачественное топливо, работа наземных служб и погодные условия. Теракт следствие исключило. Позже представитель следствия заявил, что основными версиями остаются технические неполадки и ошибка экипажа.
В свою очередь в Межгосударственном авиационном комитете после расшифровки данных параметрического самописца упавшего самолета заявили, что отказа систем и агрегатов, а также двигателей Boeing не выявлено, самолет был исправен.
Силовые установки Boeing работали вплоть до столкновения, а разовых команд, характеризующих отказы систем и агрегатов самолета и двигателей, по результатам предварительного анализа не выявлено.
Министр транспорта Максим Соколов сообщал, что пилоты могли допустить критическое снижение скорости, что привело к пикированию лайнера под углом –75 градусов, самолет столкнулся с землей практически вертикально.