Общество

6 декабря 2013, 21:15

СК: Пилотам в России выдавали липовые дипломы

Фото: ИТАР-ТАСС

При проверке условий обучения пилотов разбившегося в Казани Boeing 737 выяснилось, что командир самолета получил диплом в сомнительном учебном центре. Более того, практика выдачи фиктивных документов о подготовке была поставлена в России на поток, заявили в пятницу в СК. Иначе говоря, возможно, сейчас в стране пассажиров перевозят множество пилотов с недостаточной летной подготовкой.

Обучение без контроля

В ходе расследования авиакатастрофы Boeing 737 в Казани, в которой погибли 50 человек, следователи выяснили, что большое количество пилотов авиакомпаний работали с фиктивными дипломами.

Пилоты фактически не проходили подготовку

«У нас есть все основания предполагать, что многие пилоты, а это прежде всего касается небольших авиакомпаний, получили, по сути, фиктивные свидетельства пилотов коммерческой авиации, поскольку фактически не проходили подготовку», – цитирует РИА «Новости» слова официального представителя Следственного комитета (СК) России Владимира Маркина.

Он пояснил, что такие свидетельства выдает Росавиация на основании документов о подготовке и переподготовке на курсах авиационных учебных центров, которых в России больше 100. «Здесь прежде всего возникают вопросы к Росавиации, поскольку именно она лицензирует эти учебные центры и должна осуществлять контроль над их работой», – отметил представитель СК.

«Командир самолета Рустем Салихов имел специальность штурмана воздушного судна, а затем он якобы прошел обучение, получив диплом пилота коммерческой авиации в одном из авиационных учебных центров, действовавших в 2008–2009 годах», – уточнил он.

По его словам, в связи с этим главным следственным управлением СК России в ряде департаментов Росавиации проводятся обыски, связанные с изъятием документации, касающейся деятельности данных учебных центров. После завершения обысков следователи допросят руководителей этих департаментов.

В свою очередь глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что пилоты разбившегося в Казани Boeing 737 проходили обучение в трех разных летных центрах.

Рустем Салихов (Фото: 1tv.ru)

По его словам, первоначальную летную подготовку они проходили в калужском и петербургском учебных центрах в 2008–2009 годах по государственной программе переучивания. Оба этих центра уже закрыты, их сертификаты аннулированы. На конкретный тип самолета Boeing 737 пилоты обучались в летном центре S7, там следователи тоже ведут работу.

Нерадько отметил, что катастрофа расследуется всесторонне. Создана комиссия МАК по расследованию катастрофы с участием представителей Росавиации и других заинтересованных ведомств и компаний, в частности разработчиков самолета (компания Boeing), производителей двигателей.

«Параллельно проходят следственные мероприятия, которые проводит Следственный комитет. Исследуется история самолета, уровень подготовки пилотов. В настоящий момент в здании Росавиации подготовку экипажа изучают сотрудники СК. Это сопровождается обысками и изъятием документов. СК изучает, в каких учебных центрах эти пилоты проходили первоначальную летную подготовку, насколько профессиональны эти пилоты», – передает ИА «Прайм» слова главы Росавиации.

В сообщении на сайте Росавиации говорится, что ведомство «никогда не скрывало никаких документов» и готово оказать «любое содействие» расследованию Следственного комитета.

Позже в пятницу на сайте ведомства появилась информация о том, что Росавиация «проводит проверки легитимности выдачи пилотских свидетельств всем переучившимся из штурманов и бортинженеров по целевым программам переподготовки, которая осуществлялась в 2009 году».

Также Росавиация начала проверку «всех авиакомпаний, расположенных на территории Республики Татарстан («АК БАРС АЭРО», «ТУЛПАР», «Тулпар Эйр» и «КАПО Авиа»), и проверку действий должностных лиц Татарского межрегионального территориального управления, причастных к необъективным сертификационным проверкам авиакомпании «Татарстан».

Президент фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженный пилот СССР Олег Смирнов ранее в интервью газете ВЗГЛЯД говорил, что в ходе расследования выясняются «очень интересные данные по подготовке экипажа разбившегося самолета».

«Мы уже давно знали, что погибшему пилоту был выдан диплом уже через несколько дней после закрытия учебного центра. Поэтому нас так окрыляет мысль, что Следственный комитет разберется в том, в чем должны разбираться государственные регулирующие органы гражданской авиации. Но следователи после расследования ситуации должны будут доложить общественности, почему этот контроль не осуществлялся. Именно отсутствие контроля становится главной причиной авиакатастроф в последние годы. Для того и проводятся расследования катастроф, чтобы исключить в будущем все ошибки, но у нас ничего не меняется», – заявил газете ВЗГЛЯД Смирнов, комментируя заявление Маркина.

В каких самолетах вы чувствуете себя более безопасно?






Проголосовать
По словам летчика, немедленно нужно менять государственную систему регулирования гражданской авиации. «Россия – единственная страна в мире, не имеющая единого полномочного органа в этой сфере. У нас их много, но никто ни за что не отвечает. И ни у кого не прописана ответственность за жизнь пассажиров, поэтому откуда безопасности полетов-то взяться. Кроме Росавиации, контроль должны осуществлять и Ространснадзор, и Минтранс», – отметил летчик.

Смирнов пояснил, что каждому центру по подготовке пилотов дается специальный сертификат, разрешающий деятельность, только Росавиацией. «Сертификат – гарантия государства в том, что в учреждении все в порядке как со стороны тех, кто преподает, так и со стороны тех, кто получает образование. Документ центрам выдается после проведения тщательной проверки соблюдения всех необходимых правил», – заявил он.

Летчик заметил, что в настоящее время 97% пассажирских перевозок осуществляется на иностранных самолетах, нет ни одного документа, дорожной карты, плана, которые бы ориентировали авиакомпании, промышленность. «В результате возник цунами в численной подготовке персонала. Техника меняется быстро, у нас уже 700 самолетов иностранных. На каждый нужно шесть экипажей, 12 пилотов. А учебные заведения ввиду отсутствия кадровой политики были потеряны, опущены до такого состояния, что летчики стали пропускать тренировки. Кроме того, пилотские удостоверения тоже выдаются только Росавиацией. Сколько пилотов с фиктивными дипломами работает в России, сказать сложно, пусть СК это и выяснит. Должность командира корабля не покупается ни за какие деньги, им можно только стать через систему теоретической подготовки, огромной практики днем, ночью, в сложных метеоусловиях и т. д.», – сказал летчик.

Обобщая ситуацию, Олег Смирнов констатировал, что в современной гражданской авиации сложилась острая нехватка летных кадров, что и привело, в частности, к переобучению на пилотов штурманов.

Опознание завершено

В пятницу также стало известно о завершении процедур по опознанию жертв катастрофы. «В ночь на 6 декабря в генетической лаборатории экспертно-криминалистического центра МВД Татарстана завершена идентификация останков последнего пассажира потерпевшего крушение Boeing 737 – гражданки Великобритании 1960 года рождения», – сообщается на сайте МВД по Республике Татарстан.

В МВД отметили, что исследование выполнено в кратчайшие сроки по генетическим образцам ее родственников. «Таким образом, в настоящее время опознаны все 50 человек, находившихся на борту потерпевшего крушение самолета», – говорится в сообщении.

В СК добавили, что при проведении экспертизы останков пилотов потерпевшего крушение Boeing 737 в их крови не было обнаружено признаков наркотического или алкогольного опьянения.

Напомним, самолет Boeing 737 авиакомпании «Татарстан» разбился при заходе на посадку в аэропорту Казани 17 ноября. На борту находились 44 пассажира и шесть членов экипажа. Все они погибли.

Известно, что при крушении самолета погибли, в частности, сын президента Татарстана Ирек Минниханов и глава управления ФСБ по Татарстану Александр Антонов. Кроме того, жертвами катастрофы стала супружеская пара научных сотрудников Высшей школы экономики (ВШЭ) Евгений Князев и Наталья Дрантусова.

Следствие рассматривало пять версий катастрофы: ошибка пилотирования, техническая неисправность самолета, некачественное топливо, работа наземных служб и погодные условияТеракт следствие исключило. Позже представитель следствия заявил, что основными версиями остаются технические неполадки и ошибка экипажа.

В свою очередь в Межгосударственном авиационном комитете после расшифровки данных параметрического самописца упавшего самолета заявили, что отказа систем и агрегатов, а также двигателей Boeing не выявлено, самолет был исправен.

Силовые установки Boeing работали вплоть до столкновения, а разовых команд, характеризующих отказы систем и агрегатов самолета и двигателей, по результатам предварительного анализа не выявлено.

Министр транспорта Максим Соколов сообщал, что пилоты могли допустить критическое снижение скорости, что привело к пикированию лайнера под углом –75 градусов, самолет столкнулся с землей практически вертикально.

Текст: Елена Сидоренко

Вам может быть интересно

Ракета ВСУ стоимостью 2,5 млн долларов уничтожила пустые бочки в Бердянске
Темы дня

Мемуары Меркель станут неприятным сюрпризом для Зеленского

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что Зеленский сделал из нее «козла отпущения» из-за саммита НАТО в Бухаресте в 2008 году. Своим взглядом на украинский кризис и разногласия России с НАТО Меркель делится в мемуарах «Свобода». По мнению экспертов, всю правду Меркель в книге не расскажет, но главное ее высказывание касается российского «Северного потока».

За что Сталин отправил в штрафники целый полк

Ровно 80 лет назад, 23 ноября 1944 года, вышел приказ наркома обороны Иосифа Сталина о переводе в штрафные части целиком целого кавалерийского полка. Каким образом и при каких обстоятельствах проштрафился этот полк, чем искупил свою вину – и какие еще подобные случаи бывали во время Великой Отечественной?

Песков объяснил, почему ранее не было известно о разработке «Орешника»

Немецкий политолог назвал главную фразу из мемуаров Меркель, касающуюся России

Эксперт: После испытания Россией «Орешника» Зеленский не контролирует свои слова

Новости

Стало известно об отставке командующего группировкой войск «Юг»

Генерал-полковник Геннадий Анашкин снят с должности командующего группировкой войск «Юг», сообщают СМИ.

Посол Ирана потребовал наказать полицейских Казани за задержание студентов

Посол Ирана в Москве Казем Джалали выразил недовольство задержанием иранских студентов после драки в Казани и настаивает на наказании виновных полицейских, следует из сообщения дипломата в соцсети.

Шарий заявил об отъезде сотрудников посольств США и Британии из Киева

Сотрудники американского, британского, французского и немецкого посольств выехали за пределы Украины, сообщил украинский блогер Анатолий Шарий.

Залужный допустил прорыв фронта после 2027 года

Украинский посол в Лондоне и бывший главнокомандующий Вооруженными силами Украины Валерий Залужный заявил о возможном прорыве фронта в украинском конфликте после 2027 года.

Daily Mail подсчитала время подлета «Орешника» до городов Европы

Российская баллистическая ракета «Орешник» способна достичь любого города в Европе менее чем за 20 минут, сообщила газета Daily Mail.

Захарова обвинила Францию в желании «добить» Украину

Слова министра иностранных дел Франции Жан-Ноэля Барро о разрешении ударов дальнобойными ракетами по российской территории ведут не к поддержке, а к «добиванию» Украины, заявила официальный представитель МИД Мария Захарова.

Внук Пугачевой начал зарабатывать на каверах российских хитов в США

Внук певицы Аллы Пугачевой Никита Пресняков начал гастролировать по США с кавер-версиями российских хитов 2000-х, пишут СМИ.

Американский эксперт заявил об ужасе на Западе после удара «Орешником»

Западные политические и военные круги охвачены ужасом после удара российской ракеты «Орешник» по военному объекту ВСУ, заявил американский военный эксперт Уилл Шрайвер.

ВСУ нанесли ракетный удар по порту Бердянска

ВСУ нанесли ракетный удар по порту Бердянска, атакой не причинено серьезного ущерба, пострадавших нет, сообщил губернатор Запорожской области Евгений Балицкий.

Военкор Коц опроверг удар по командному пункту в Курской области

Военный корреспондент Александр Коц заявил об отсутствии потерь на командном пункте в Курской области, опровергнув слухи о якобы гибели 500 корейских солдат и руководства группировки «Север».

В ЕК прокомментировали санкции США против Газпромбанка

Европейский союз (ЕС) наблюдает за эффектом от санкций США против Газпромбанка, сообщили в Еврокомиссии (ЕК).

Рогов: СБУ засекретила информацию об ударе ракеты «Орешник» по «Южмашу»

Служба безопасности Украины оцепила «Южмаш» в Днепропетровске после удара ракеты «Орешник», а Запад ошеломлен ее появлением у России, заявил председатель комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета, сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Андрей Рудалёв: Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?