Всесторонняя реформа российских Вооруженных сил, начатая несколько лет назад, затронет и один из самых консервативных родов войск.
Для каждого региона страны, для каждого климатического пояса должна быть своя боевая техника
Ранее газета ВЗГЛЯД сообщала о вполне ожидаемом заявлении главнокомандующего Сухопутными войсками генерал-полковника Владимира Чиркина, которое касалось перевода значительной части бронетанковой техники с гусеничной на колесную основу.
По словам Чиркина, в скором времени с гусеничной на колесную базу будут переведены самоходные артиллерийские орудия, зенитно-ракетные комплексы и зенитные установки, а также легкие танки.Он пояснил необходимость перехода бронетехники на колесную основу тем, что моторесурс гусеничной техники в десятки раз меньше, чем у колесной. «Запас хода гусеничной техники до капитального ремонта – максимум 30 тысяч километров, а у колесной техники может достигать 1 миллиона километров», – добавил Чиркин.
По словам генерала, переход бронетехники на колесную основу позволит минимизировать количество железнодорожных перевозок при ее передислокации в другие регионы.
Перевооружение, о котором говорит Чиркин, вписывается в общую логику проводимой Минобороны военной реформы.#{smallinfographicleft=500883}Напомним, что масштабное изменение армии, начавшееся в 2008 году, осуществляется в три этапа. О завершении первого, подразумевающего организационно-штатные мероприятия по оптимизации численности, изменение структуры управления и реформу военного образования, министр обороны Анатолий Сердюков заявил еще в 2010-м. Второй этап – решение социальных вопросов – реализуется благодаря масштабным денежным вливаниям в отрасль.
Третий шаг реформы, включающий тотальное перевооружение, военные и эксперты определяют как наиболее важный для армии. В первую очередь, перевооружение коснется войск Воздушно-космической обороны, Ракетных войск стратегического назначения, ВВС и ВМФ.
Техническое оснащение Сухопутных войск тоже претерпит изменения, однако масштабный переход на колесную технику важен, по мнению экспертов, не сам по себе, а в рамках общей логики действий Минобороны.
«Дело в том, что в российских Сухопутных войсках создаются бригады трех уровней: тяжелые, средние и легкие. В тяжелых бригадах вся техника, то есть и танки, и самоходные установки, и ракетные комплексы, будет на гусеничной основе. Средние бригады должны быть смешанного состава: на гусеничной и на колесной технике. Легкие бригады будут полностью на колесной основе. Это бронеавтомобили разного назначения и разной архитектуры, начиная от крупнокалиберных башен и пулеметов и заканчивая калибром до 100 мм», – пояснил в интервью газете ВЗГЛЯД грядущие перемены ответственный редактор еженедельника «Независимое военное обозрение» Виктор Литовкин.
В свою очередь председатель Общественного совета при Министерстве обороны, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко уверил, что и гусеничные танки никуда не денутся, потому что сама территория России не слишком подходит для колесной техники.
«Подобного рода решения будут приниматься на основе комплексной оценки возможного использования колесной бронетехники в интересах вооруженных сил. Она может быть использована в первую очередь на Северном Кавказе, учитывая специфику этого театра военных действий, но в целом, значительная часть бронетехники у нас будет выпускаться в традиционном исполнении, т.е. на гусеничном ходу. В первую очередь это связано с обеспечением высокой проходимости, особенно в условиях бездорожья, где колесная техника не сможет пройти. Прекрасно знаю, что представляют собой полевые зоны и полигоны, где все дороги грунтовые, и в условиях воздействия осадков там техника и на гусеницах не может пройти, а колесная – подавно. Очевидно, будет комбинированное сочетание, но при этом полагаю, что танки как основная ударная сила сухопутных войск будут закупаться исключительно в гусеничном варианте, что предусмотрено тактико-техническим заданием на танках пятого поколения Армата».
Напомним, что газета ВЗГЛЯД подробно рассказывала о том, что реализовывать еще советскую идею перевода парка военной техники на единую платформу будет ОАО «Уралвагонзавод».
#{image=555075}Вячеслав Халитов, заместитель генерального директора по спецтехнике УВЗ, заявил о том, что не видит перспектив у масштабного перехода на колесную технику.
«Средняя скорость гусеничной техники практически выравнена с колесной за счет установки более мощных двигателей. И потом, скорость зависит от обученности водителей, механиков, от организованности самого марша теми, кто его организовывает, от условий, в которых совершается этот марш, и других факторов, а не только от того, какой движитель установлен на машинах. У нас с вами не 25 дорожных артерий между Западом и Востоком, а одна дорога, и если перерезать эту дорогу, где будут колесные движители? Гусеницы пройдут везде, тем более сейчас гусеничные движители очень перспективны (и есть множество вариантов их модернизации) и способны увеличить свою подвижность. Разместить мощное вооружение и бронирование на колесной технике невозможно. Вы можете себе представить размещение 40-тонной машины на колесах? Какого размера будет эта машина? Скорость в современных условиях не имеет практически никакого значения. Будешь ты ехать со скоростью 40 км/ч или 80 км/ч, при современных системах поражения этот фактор абсолютно никакой роли не играет. От оружия высокоточного поражения надо защищаться не с помощью скорости, а с помощью эффективной защиты», – заявил Халитов газете ВЗГЛЯД.
Однако в качестве причин перехода с гусеничной на колесную платформу называются как тактические, так и экономические факторы.
Гусеничная техника топливноемкая и требует серьезного обновления постоянно, с колесной дело обстоит проще. «Годовой пробег у танка – 8 тысяч километров, и после этого нужно делать серьезный ремонт ходовой части, а колесная техника может проходить до 500 тысяч километров без сложного ремонта, поэтому экономичнее сегодня иметь колесную, а не гусеничную технику. Тем более что войны, которые могут возникать в ближайшей перспективе, – это войны локальные, с не очень мощным противником», – считает Виктор Литовкин.
Несомненно, в разных регионах страны будет применяться разная военная техника, полагают эксперты. «В Южном Военном округе, в регионе Северного Кавказа использование легкой техники наиболее эффективно, а в других регионах будет сохранена ставка на гусеничные машины», – уверен Игорь Коротченко.
«Есть еще арктическая зона, где в 2015 г. будет создана первая мотострелковая арктическая бригада. Там вообще танки действовать не могут, потому что зимой там снег, куда танк проваливается, летом – болотистая местность, и тоже танк не пройдет. Там будут такие сочлененные гусеничные машины для арктических бригад. Для каждого региона страны, для каждого климатического пояса должна быть своя боевая техника», – продолжил рассуждения о региональном аспекте использования новой техники Виктор Литовкин.
Впрочем, по мнению многих специалистов, пропорция новой и старой техники вряд ли будет на пользу первой, и отдельные регионы потенциального использования вряд ли изменят ситуацию.
«Соотношение гусеничной и колесной военной техники в любой стране мира приблизительно один к трем. Все сохраняется так, как оно есть. Когда человечество придумает что-нибудь новое по отношению к гусеницам по преодолению той целины, которая у нас в России существует, и каким-то образом колеса смогут заменить технически гусеничный движитель, тогда можно принимать какое-то решение. Но сейчас замены гусеничному движителю не придумали ни по проходимости, ни по другим характеристикам, например, по миноустойчивости», – не согласен с переходом на колесную технику Вячеслав Халитов.
Тем не менее, существует мировая тенденция перехода с гусеничной техники на колесную. У Минобороны России интерес вызывают и финский колесный броневик Patria, и итальянские машины типа Centauro, однако главной проблемой пока является именно практическая реализация уже объявленного перехода.
Дело в том, что против закупок иностранной колесной военной техники выступает, как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, курирующий ВПК вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Судя по всему, заявление Владимира Чиркина в практическом плане будет означать использование зарубежных опытных образцов для создания отечественных аналогов этой техники.