После разрушительного землетрясения 11 марта 2011 года восточное побережье Японии на метр ушло под воду, а все Южное Приморье переместилось в сторону эпицентра землетрясения, установили ученые Дальневосточного отделения (ДВО) РАН и Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) совместно с зарубежными коллегами.
Приморский край не отрывается, а тянется в сторону Японии. Но сразу оговорюсь, что это еще не значит, что мы приблизились к ней
«Все Южное Приморье, Владивосток и его окрестности переместились в сторону эпицентра землетрясения более чем на 4 см спустя всего несколько минут после главного толчка», – сообщает со ссылкой на данные исследований пресс-служба ДВФУ. Уточняется, что ученые также зарегистрировали смещения почти на 0,8 см в Благовещенске. «Корейский полуостров тоже сместился к востоку на величину 1–5 см», – говорится в сообщении.
«Однако эти смещения ничтожны по сравнению с движениями земной коры на восточном побережье Японии – там земная поверхность переместилась более чем на 5 м в плане и опустилась на 1 м», – подчеркивают ученые.
Отмечается также, что юг Приморского края до последнего времени продолжал медленно перемещаться к юго-востоку из-за последствий землетрясения.
Прокомментировать подвижки евроазиатского континента газета ВЗГЛЯД попросила кандидата технических наук, доцента кафедры геодезии, землеустройства и кадастра ДВФУ Николая Шестакова, который вместе с коллегами проводит работу по исследованию и моделированию движений и деформаций земной коры в Восточной Азии и на Дальнем Востоке после фукусимского землетрясения.
По словам Николая Шестакова, смещения после землетрясений – нормальное явление и ничем глобальным миру не угрожает (фото: из личного архива) |
ВЗГЛЯД: Николай Владимирович, перемещение Приморского края произошло сразу после землетрясения, почему же об этом заговорили именно сейчас?
Николай Шестаков: Выявленные смещения были впервые зарегистрированы инструментально. Они и раньше происходили, но просто нечем было их зафиксировать. А теперь у нас есть спутниковые системы определения местоположения. Регистрация смещений несет очень ценную информацию для геофизиков.
Практически сразу после землетрясения произошло неравномерное смещение земной поверхности в сторону очага на расстояниях более чем 2000км от него, включая юг Дальнего Востока, Корейский полуостров, весь Восточный Китай до Шанхая включительно. В частности, Приморский край оказался ближайшим континентальным регионом по направлению, где произошли максимальные смещения.
ВЗГЛЯД: Движения до сих пор продолжаются или уже приостановились?
Н. Ш.: До сих пор происходят медленные остаточные смещения, но они постепенно угасают.
Постсейсмические смещения вызываются двумя причинами. Во-первых, остаточными смещениями в очаге, а во-вторых, свойствами самой земной коры. У нее вязкоупругие свойства, поэтому в пластах постепенно происходит разрядка напряжений, которая проявляется в виде остаточных – постсейсмических – смещений. Примерно через год процессы затухают, все возвращается в норму. В настоящее время последние данные только обрабатываются, поэтому сложно сказать, на сколько еще произошло перемещение. Но могу предположить, что прибавилось еще около 1 см в сторону Японии.
ВЗГЛЯД: То есть получается, Приморский край отрывается от материка?
Н. Ш.: Не совсем так. Земная кора похожа на кусок резины, поэтому Приморский край не отрывается, а тянется в сторону Японии. Но сразу оговорюсь, что это еще не значит, что мы приблизились к ней. Сама Япония после последнего землетрясения от нас «отпрыгнула» на расстояние 5 м на восточном побережье Хонсю и до десятков см в соседних областях острова. Так что общее расстояние между нами не сократилось, а наоборот, увеличилось.
ВЗГЛЯД: Тогда евроазиатский материк увеличивается в размерах?
Н. Ш.: Можно сказать и так. Но учтите, что смещается пропорционально и морское дно. Процесс смещения затрагивает все слои земной коры.
ВЗГЛЯД: Какие последствия могут быть от таких смещений?
Н. Ш.: Абсолютно никаких. Это нормальное, естественное явление после сильнейших землетрясений. Они регистрируются по всему миру. Просто для России это нечто новое, так как на нашей территории землетрясения происходят не везде. Сейсмически активными областями являются Камчатка, Курилы, Сахалин, Кавказ, район Байкала, Алтай. Но между тем там не происходит таких гигантских землетрясений, какое произошло в районе Японии. Только, пожалуй, Камчатка является исключением. В 1952 году там произошло одно из самых мощных землетрясений за истекшее столетие. В приконтинентальных областях такого не замечалось, и хоть вблизи эпицентров и идут смещения, но все равно на небольшие расстояния.
ВЗГЛЯД: А что произошло после землетрясения с упомянутыми вами регионами Камчатки и Сахалина?
#{image=498452}Н. Ш.: С ними ничего не произошло, они ни на сантиметр не сместились. Южная часть Курил переместилась примерно на 10 мм в сторону Японии. Сахалин вообще практически не испытал каких-то заметных смещений. Но это связано с механизмом очага. Дело в том, что землетрясение провоцируется сдвигом вдоль трещин в земной коре. Но эти трещины совсем не похожи на те, что можно себе представить в обывательском плане. Тем не менее происходит проскальзывание огромных масс вдоль какой-то неоднородности, которая называется разломом. Проcтирание разломов и их падение на глубину называется параметрами очага землетрясения. Распределение величин и направлений ко- и постсейсмических смещений определяется параметрами очага землетрясения.
Но эпицентр – это одно, а землетрясение вызывается некой объемной структурой, называемой «очагом». Эпицентр, уточню, – это точка на земной поверхности над местом, где в глубине начался разрыв. Как материя рвется, так и этот разрыв бежит в глубине земли с огромной скоростью несколько километров в секунду. Чем длиннее этот разрыв, тем мощнее стихийное бедствие.
В Японии для землетрясения 11 марта 2011 года разрыв составил порядка 300 или 400 км. В суматрандаманском землетрясении 2004 года он составил 1000 км, поэтому и было такое мощное бедствие. В Японии тоже получилось мощное землетрясение, но разрыв при этом был намного меньше. Поэтому сейчас ученые мира пытаются найти ответ на вопрос, почему так получилось.
ВЗГЛЯД: Что касается самой Японии, как на ней отразилось прошлогоднее землетрясение?
Н. Ш.: Поскольку землетрясение произошло вблизи побережья острова Хонсю, то, естественно, там оно сказалось очень сильно. Территория острова, ближайшая к эпицентру, испытала значительное опускание, примерно до 1 м. Соответственно, часть суши оказалась под водой, это хорошо проглядывается на космоснимках. Кроме того, сместилась на разные величины – от 4–5 м до десятков сантиметров – вся северо-восточная часть Хонсю. Для Японии это не новость, такое довольно часто случается, они уже привыкли.
ВЗГЛЯД: В чем преимущество геологической обстановки Приморского края по сравнению с Японией?
Н. Ш.: Мы живем далеко от зоны субдукции, где тихоокеанская плита подныривает под континентальную. Поэтому нам проще, чем японцам. Наше преимущество еще в том, что мы живем в спокойных областях континентальной плиты. Например, под Владивостоком часто происходят землетрясения, но мы их не чувствуем. Потому что они происходят на большой глубине от 300 до 700 км, а до поверхности ничего не доходит. Хотя землетрясения бывают очень сильные.
ВЗГЛЯД: На других континентах японское землетрясение как-то сказалось?
Н. Ш.: Землетрясение вызвало возмущение в ионосфере (самый вышележащий слой земной атмосферы на высотах от 50 до 1000 км над земной поверхностью – прим. ВЗГЛЯД). Под возмущением понимается появление некой однородности и ее быстрое распространение от эпицентра землетрясения. Оно было зарегистрировано даже на Гавайях. Но я не думаю, что это нарушило ход повседневных дел людей.
ВЗГЛЯД: С кем из зарубежных ученых вы сотрудничали при проведении исследований?
Н. Ш.: Долгие годы мы работаем вместе с учеными из Хоккайского университета. В исследованиях также принимали участие многочисленные коллеги Дальневосточного отделения РАН – институт прикладной математики, сектор геодезии и геодинамики, который возглавляет Михаил Герасименко. Корейские ученые участвовали в интерпретации и анализе результатов обработки данных, потому что Корейский полуостров тоже сместился, им было очень интересно посмотреть наши результаты и сравнить их со своими. Все это требуется для построения модели очага, чтобы можно было рассчитывать численные параметры и пытаться прогнозировать будущие землетрясения.