Общество

12 августа 2011, 18:25

В Петербурге открыт комплекс, который строился 30 лет

Фото: ИТАР-ТАСС

Высокие гости во главе с премьером Путиным торжественно открыли Комплекс защитных сооружений Петербурга от наводнений, а в просторечии - дамбу, возведение которой велось больше 30 лет. Одновременно завершилась и 13-летняя история строительства Кольцевой автодороги вокруг Северной столицы.

«Есть в этом технологическая красота»

В пятницу в Петербург в преддверии Дня строителя, который впервые официально празднуется не в Москве, а в Северной столице, прилетел Владимир Путин. У премьера, как всегда, была обширная программа, но перейдем сразу к главному событию дня. Около 15 часов Путин, вице-премьер Дмитрий Козак, глава Минрегионразвития Виктор Басаргин и губернатор Валентина Матвиенко наконец открыли Комплекс защитных сооружений от наводнений (КЗС, дамба), строительство которого велось три десятка лет.

Достойно Петербурга. Грандиозное сооружение. Есть в этом технологическая красота

Напомним также, что по дамбе проходит участок Кольцевой автодороги (КАД), соединяющей север и юг Петербурга. С вводом в эксплуатацию КЗС был сдан последний участок КАД, включая подводный тоннель. Кольцевая таким образом полностью замкнулась, а значит, завершился еще один долгострой и «проект века» для Петербурга. КАД строили около 13 лет.

Открытие дамбы Путин назвал историческим событием и напомнил, что строительство началось в 1979 году и велось «ни шатко, ни валко», передает ИТАР-ТАСС.

Премьер признался, что, когда приехал сюда в 2005 году, вообще были сомнения, что что-то можно достроить, стройка представляла собой скорее свалку. Однако в итоге властям удалось вдохнуть в нее жизнь.

«В результате город получил не только защиту, но и улучшение экологической ситуации», сказал он, имея в виду, что транзитный транспорт теперь пойдет не по центру города, а в объезд. Мне приятно, что это сооружение сдается в преддверии Дня строителя. Хочу поздравить вас всех».

Путину показали центр управления комплексом, в котором диспетчеры наблюдают за работой системы. За экологическим состоянием вокруг КЗС призваны следить более 30 очистных систем: ни одна капля воды с крыш сооружений, дорог и других объектов КЗС не попадает в воды залива, сообщают РИА «Новости».

Глава правительства поднялся на смотровую площадку, где ему продемонстрировали работу затворных механизмов. Только один затвор весит три тысячи тонн, а вместе с рамой и шарниром общий вес этого узла достигает пяти тысяч тонн. Основное предназначение затворов на дамбе предотвращать наводнения: смыкаясь, они перекрывают доступ воды к городу.

«Достойно Петербурга. Грандиозное сооружение. Есть в этом технологическая красота», прокомментировал премьер.

В завершение Путина попросили сфотографироваться на память с участниками проекта, чтобы затем вложить фотографию в памятный альбом.

Кстати, в пятницу стало известно, что «московский петербуржец» Владимир Коган, курировавший строительство дамбы в ранге директора департамента строительства Минрегиона, покинул свой пост: «Я считаю, что выполнил поручение и с этой должности должен уйти», отметил чиновник.

«Дамба имени Путина»

Комплекс защитных сооружений (КЗС) или, по-простому, «дамба» призван обезопасить Северную столицу от наводнений. Максимальная высота подъема воды, который может выдержать КЗС 5,4 метра. При том, что при самом катастрофическом наводнении в Петербурге, случившемся в 1824 году, вода поднялась только на 4 метра 12 сантиметров.

Несколько лет назад с легкой руки Дмитрия Козака тогдашнего главы Минрегиона, а теперь одного из самых вероятных претендентов на пост губернатора Петербурга масштабное сооружение назвали «дамбой имени Путина». Мол, именно во время президентства Путина была реанимирована эта «стройка века». Гордится ею и Валентина Матвиенко, на время губернаторства которой выпала основная часть работ по достройке.

Дамба общей длиной 25,4 км протянулась от поселка Бронки до Сестрорецка через остров Котлин, на котором находится город Кронштадт, административно входящий в состав Петербурга. По дамбе также проходит западное полукольцо Кольцевой автомобильной дороги (КАД) вокруг Петербурга.

Проект был подготовлен еще в 1977 году, а спустя два года стартовала стройка. Однако в середине 1980-х начались выступления экологов, жалующихся на заболачивание воды в Невской губе. В результате к началу 90-х строительство заморозили. Расконсервировать проект решились уже в 2000-е. На тот момент его готовность составляла порядка 6070%.

Строительство сопровождалось различными трудностями, переносом сроков и многократным подорожанием работ. В советские времена, по данным ряда экспертов, в дамбу было вложено более 2 млрд рублей. В 2001 году предполагалось, что на ее достройку придется потратить 418 млн долларов (12,1 млрд рублей по тогдашнему курсу). Однако уже в 2007 году смета была увеличена до 55 млрд рублей (с учетом строительства участка КАД до 85,2 млрд рублей). А в сентябре 2009 года было объявлено о выделении дополнительных 11 млрд рублей на «обеспечение вопросов безопасности». В октябре того же года стройку посетил Владимир Путин и очень удивился тому, как подорожало строительство. Проект финансируется за счет федерального бюджета, а также в виде международных займов ЕБРР.

Город «окольцевали»

Строительство КАД вокруг Петербурга началось в 1998 году. Общая протяженность около 142 км. Строительство КАД также ознаменовалось различными финансовыми и организационными эксцессами. В марте дорогу проверяла Счетная палата и выявила факты неэкономного расходования средств. Также, по мнению проверяющих, «эксплуатация участков дороги показала, что конечный результат строительства КАД, предусматривающий разгрузку центра Петербурга от транзитного транспорта с выводом его за границы города, полностью не достигнут». Обсуждался вопрос о необходимости реконструкции северного участка КАД.

Одной из основных проблем уже сданных участков называется колейность. На борьбу с ней уже выделены значительные средства.

«На дамбе могли появиться ветряки»

#{best_opinions}Как рассказал газете ВЗГЛЯД эксперт в области городского развития, партнер консультационной компании THETA Эдуард Бозе, и КАД, и Комплекс защитных сооружений проекты, безусловно, нужные. Особенно КЗС, ведь наводнения это серьезно, а происходят они в Петербурге регулярно. Вопрос только в цене и грамотном использовании этих объектов.

Впрочем, комментируя сложности с финансированием и переносы сроков, эксперт отметил, что все это неизбежные издержки для таких больших проектов: «Посмотрите на Сочи, там то же самое».

«Важно, что с возведением дамбы как части КАД в структуру города окончательно был включен Кронштадт. До сих пор он считался частью Петербурга лишь формально. Добираться туда было долго и неудобно. Теперь с этим будет попроще», рассказал Бозе.

Кстати, дамба могла бы выглядеть несколько по-другому, чем сейчас. По словам Бозе, были идеи использовать ее как основу для ветропарка.

«Известно, что лучше всего они работают на границе вода-суша. Но эта идея благополучно забылась. О том, почему ее авторы не смогли договориться со строителями дамбы, ходили разные слухи. По одним сведениям, не сошлись в цене, по другим посчитали, что вибрации от мачт ветрогенераторов будут разрушать дамбу. В России не так много мест, где можно их разместить и получить соответствующий эффект. Дамба могла бы стать многофункциональной», отметил эксперт.

Эдуард Бозе также отметил важность того, чтобы КАД не превратилась в обычную городскую улицу, как МКАД в Москве: «Но думаю, что этого все-таки не случится. Питер не имеет таких темпов роста, как столица», рассказал он.

А говоря об экономическом эффекте для города, специалист признался, что просчитать его сейчас очень сложно. Есть много параметров, которые могут меняться.

«Если ничего не менять, инфляция съест значительную часть денег»

По мнению руководителя проектного направления Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Дмитрия Санатова, рассматриваемые «проекты века» решают в какой-то степени одну из основных политически и экономически значимых проблем Петербурга транспортную. По словам эксперта, достройка дамбы несет в себе как минимум два положительных эффекта для города:

«Во-первых, это разгрузка центра города от транзитных потоков транспорта. В основном я имею ввиду легковые автомобили, которые раньше двигались с севера на юг через центр, образуя значительные транспортные заторы.

И во-вторых, формируются дополнительные основания для экономического развития Кронштадта как части Петербурга. Через него может пойти транзит грузовых и легковых автомобилей, который можно коммерциализировать и получать за это деньги в бюджет. В Кронштадте может получить развитие логистическая функция», рассказал Санатов.

Говоря о длительных сроках строительства КАД и КЗС, эксперт отметил, что строительство дорог у нас это всегда очень дорогое удовольствие.

«И если мы не будем переходить на современные инновационные способы строительства, позволяющие уменьшать итоговую смету в разы, мы вновь и вновь будем вставать на те же грабли: цена будет расти, а инфляция будет съедать значительную часть выделенных денег», резюмировал специалист.

Текст: Николай Романов,
Санкт-Петербург

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?