Изнанка спецоперации
На пресс-конференции в пятницу глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров рассказал, что спецоперация, проведенная 28 марта в высокогорной местности в 20 км от селения Верхний Алкун, оказалась столь успешной благодаря информации, полученной от так называемого военного амира Имарата Кавказ* Али Тазиева по кличке Магас, задержанного в июне 2010 года.
В этом лагере находились пацаны, которых втянули туда обманным путем и уже не выпускали
«Магас частично дает какую-то информацию, по этой информации работают. Успехи спецслужб тоже связаны с информацией, которую получают после задержания Магаса», – приводит слова Евкурова РИА «Новости».
Отметим, что спецоперация, в результате которой в руках сотрудников правоохранительных органов оказался Магас, обвиняемый в нападении на Назрань и покушении на президента Ингушетии, также была признана серьезным успехом спецслужб. Так, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по безопасности Михаил Гришанков в интервью газете ВЗГЛЯД тогда отмечал: «Важно, что сейчас задержан именно этот, действительно очень опасный лидер террористов».
В целом же подводя итог проведенных мероприятий, Евкуров отметил: «Я хотел бы поблагодарить спецслужбы за профессиональную работу. Они продемонстрировали высочайшее мастерство», – цитирует его ИТАР-ТАСС.
Ингушский лидер рассказал, что на базе боевиков, разгромленной в ходе спецоперации, готовили террористов-смертников: «Это реально была база, где готовили и идеологически обрабатывали смертников, – подчеркнул он. – В этом лагере находились пацаны, которых втянули туда обманным путем и уже не выпускали. Их планировали использовать для терактов на территории республики, за ее пределами и за пределами Северного Кавказа», – возмутился глава республики. Он констатировал, что родители некоторых уничтоженных боевиков признавались: они сами предпочли, чтобы их детей, подавшихся в бандподполье, ликвидировали в спецоперации, «чем они сами где-нибудь бы подорвались» и стали причиной гибели других людей.
Кстати, в пятницу Юнус-Бек Евкуров заметил, что, скорее всего, сотрудники правоохранительных органов уничтожили в ходе операции не 17 боевиков, как сообщалось ранее, а 19. «Уничтожены 17 членов бандподполья. По предварительным данным, есть фрагменты еще двух человек, но надо проверить», – сообщил он.
По последним данным, восемь из уничтоженных боевиков уже опознаны родственниками, шестеро из них – жители Ингушетии, которых ранее объявляли в розыск. Фрагменты двух наиболее пострадавших тел были направлены на генетическую экспертизу в Москву.
Касаясь самого острого вопроса – был ли все-таки в Сунженском районе уничтожен «боевик № 1» Доку Умаров, – Евкуров заметил, что точной информации пока нет. «Расследованием занимается Следственный комитет, если такие данные будут, они их озвучат», – сказал он.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в пятницу стало известно, что среди тел ликвидированных боевиков была опознана гражданская жена Умарова, а раньше были установлены личности его личного врача, ближайшего подручного и охранников, что дало спецслужбам еще больше оснований утверждать – и сам Доку Умаров уничтожен. «Велика вероятность того, что и сам Умаров был ликвидирован в ходе этого спецмероприятия», – сообщил агентству ИТАР-ТАСС источник в правоохранительных органах Северокавказского региона. Вероятность того, что какие-то из неопознанных останков могут принадлежать Умарову, источник «Интерфакса» в силовых структурах Северо-Кавказского федерального округа накануне оценил в 75%.
Гражданская жизнь
Родители некоторых уничтоженных боевиков признавались: они сами предпочли, чтобы их детей, подавшихся в бандподполье, ликвидировали
Евкуров рассказал, что Ингушетия выделяет законно проживающим на территории республики беженцам средства для оплаты жилья: «Тем, кто законно проживает в местах компактного проживания, тем, кто является беженцами, мы выделяем в год, чтобы они снимали жилье, по 50 тысяч рублей, и в этих же районах (проживания) для них строим многоквартирные дома», – уточнил он, добавив, что на сегодня в республике существуют 29 мест компактного проживания вынужденных переселенцев. Он признал, что дома, в которых они проживают, в свое время возводились как бытовки, временное жилье, оно было рассчитано на 1-2 года эксплуатации и сейчас не вполне пригодно для достойного проживания.
Власти признают, что программа возведения нового жилья может быть не завершена в этом году, но тогда, по словам Евкурова, беженцы «получат такие же деньги на то, чтобы снимать жилье». «Мы их никуда не выкидываем, а создаем условия», – подчеркнул глава республики.
Это его заявление, по сути, стало ответом на утреннее сообщение газеты «Коммерсантъ» о том, что в Ингушетии принято решение ликвидировать находящиеся на территории республики лагеря, в которых живут внутренние беженцы – граждане РФ, лишившиеся своих домов – уроженцы Чечни, Северной Осетии, а также ингуши, лишившиеся своих домов – всего порядка 15 тысяч человек. Люди, обитающие в казармах, бараках и гаражах, якобы получили от местных властей предписания, согласно которым они должны уйти до 15 апреля 2011 года. Согласно данным «Ъ», в полученных беженцами документах говорится, что они должны покинуть временное жилье, поскольку пребывание в нем «опасно для жизни», иначе им будет грозить штраф или уголовное преследование.
Глава Ингушетии признал лишь один момент давления на обитателей лагерей беженцев: по его данным, некоторое количество людей проживает в них незаконно: «Здесь мы тоже не должны идти на поводу», – заметил Евкуров, добавив, что весь процесс находится под контролем прокуратуры.
Родина боевиков
Евкуров рассказал, что за последние два года властям Ингушетии удалось помирить более 200 жителей региона, находившихся в состоянии кровной вражды. «И дальше эта работа будет вестись», – пообещал Евкуров, не уточнив, однако, сколько еще людей, состоящих во вражде, осталось на территории республики. Он, однако, особо заметил, что на изменении их числа руководство республики не хотело бы делать себе рекламу и вообще предпочитает как можно меньше освещать эту тему. «Не хотелось бы это афишировать, потому что для среднестатистического жителя России это дикие нравы. А в нашей среде это сложно. Второе, почему не делаем рекламы: это богоугодное дело, самое богоугодное дело – это прощение», – заключил он.
Что касается серьезной проблемы ухода молодых людей в ряды боевиков, о чем неоднократно говорили эксперты, Евкуров заметил, что до сих пор в республике были объявлены в розыск лишь 14 юношей и девушек, причем четверо из них были опознаны после последней крупной спецоперации. Восемь из оставшихся десяти, по заверениям Евкурова, не имеют отношения к бандформированиям: они уехали без ведома родителей, либо вышли замуж.
Как рассказал газете ВЗГЛЯД доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Алексей Малашенко, после вступления Евкурова на пост президента Ингушетии число терактов в республике действительно сократилось в несколько раз.
«После того как президентом республики стал Юнус-Бек Евкуров, терактов стало намного меньше, – сказал он. – Другое дело, что проблемы остаются, и ситуация, в общем, напряженная, но факт остается фактом: если сравнивать Ингушетию со всеми остальными республиками, особенно с Кабардино-Балкарией и Дагестаном, – терактов там намного меньше».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ