Руководитель Федерального космического агентства Владимир Поповкин запретил выезд за границу на отдых руководителям и сотрудникам предприятий ведомства, осведомленным о секретных сведениях, сообщает в четверг газета «Известия».
Я думаю, что из-за того что долгое время эти негласные правила не выполнялись, государству был нанесен серьезный урон
Как рассказал высокопоставленный источник в Роскосмосе, письмо «Об ограничении выезда из РФ работников организаций ракетно-космической промышленности» датировано 22 ноября.
«В тексте руководитель рекомендует ограничить с 1 января 2012 года выезд за пределы РФ на отдых руководителей и работников, осведомленных о сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях организаций», – сказал источник.
Собеседник газеты отметил, что запрет касается не только организаций и предприятий, подведомственных Роскосмосу. Речь также идет об организациях, с которыми у государства заключен договор о проведении работ, связанных с передачей сведений особой важности или совершенно секретных сведений. Это довольно широкий круг лиц. Например, провести зимний отпуск в Альпах теперь не смогут сотрудники банка, допущенные к сведениям о производстве продукции на предприятиях Роскосмоса.
«Единственная лазейка – здоровье. Если в период отпуска обладателю секретов нужно лечение за рубежом и аналогичных процедур в России не делают, по предписанию врача он может получить разрешение на выезд. Это единственное исключение, предусмотренное приказом Поповкина, никаких других «иных случаев» в тексте нет», – отмечает издание.
В то же время в Роскосмосе газете ВЗГЛЯД пояснили, что речь идет не о полном запрете, а только об ограничениях выезда за рубеж. «Ограничения, которые ввел глава Роскосмоса, связаны с исполнением законов и упорядочением выезда за границу лиц, имеющих допуск к сведениям, представляющим государственную тайну», – сказала пресс-секретарь главы Роскосмоса Анна Ведищева.
Как отмечает издание, в подведомственных Роскосмосу предприятиях распоряжение главы агентства восприняли без энтузиазма. Невыездным автоматически становится руководство всех крупнейших предприятий и холдингов ракетно-космической отрасли. Часто это далеко не бедные люди, их доходы исчисляются сотнями тысяч долларов в год. Обойти запрет им будет сложно, так как паспорта сотрудников, обращающихся с секретами, полагается хранить в соответствующем отделе предприятия, где эти сотрудники работают. Выдаются паспорта по исполнении ряда формальностей, и бесконтрольно выехать за рубеж носитель секретов не сможет.
Отметим, что в ст. 19 закона «О государственной тайне» говорится о том, что «органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, располагающие сведениями, составляющими государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обязаны принять меры по обеспечению защиты этих сведений и их носителей».
Кроме того, в ст. 24 говорится, что «должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах». Ограничения могут касаться: права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне; права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.
В интервью газете ВЗГЛЯД вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Алексей Филатов отметил, что в последнее время подобные ограничения вводятся во многих силовых структурах.
«Дело здесь не в опасности, а это такая последняя тенденция для всех государственных служащих. Ранее такие ограничения были введены для сотрудников ФСБ, даже некоторых категорий вольнонаемных работников. С 1 января 2011 года запрещен выезд за границу, в том числе и на Украину. Это прежде всего касается тех сотрудников, которые связаны со сведениями категорий «сверхсекретные» и «особой важности», – заявил Филатов.
По его словам, эта позиция государства коснулась и Роскосмоса, так как большинство работников космической отрасли в основном имеют дело с секретными сведениями.
«Подобные ограничения на выезд за границу существовали и в советские времена. Но после того как СССР распался, распались и многие силовые структуры. После чего были потеряны все правила. Знакомые бывшие сотрудники ФСБ рассказывали, что при трудоустройстве на службу давали подписку, что в течение 15 лет после ухода со службы не имеют права выезжать за границу. В общем-то, в советское время это было нормальным явлением для многих силовых структур. Я думаю, что из-за того что долгое время эти негласные правила не выполнялись, государству был нанесен серьезный урон. И сейчас, видимо, решили вспомнить об этом», – пояснил Алексей Филатов.
На вопрос корреспондента газеты ВЗГЛЯД, есть ли подобные ограничения в США или странах Европы, Алексей Филатов не смог дать однозначного ответа.
«Такие ограничения в других странах вполне могут существовать, но мне об этом не известно. Только они могут действовать там негласно, как это было в СССР. Но, на мой взгляд, ни одна страна сознательно не выпустит сотрудника, который связан с новыми разработками или документами сверхсекретного значения», – сказал Филатов.
«Во всех странах, которые имеют государственные секреты военного назначения, такая практика существует, – рассказал газете ВЗГЛЯД бывший начальник аналитического управления КГБ СССР, замсекретаря Совбеза в 1993–1996 годах Владимир Рубанов. – И люди, которые вступают в отношения с государством, добровольно берут на себя обязательства и ограничивают свои права, в том числе в вопросах выезда за рубеж. Он может стать объектом шантажа, объектом похищения и т. д. В Израиле были случаи, с иранской ядерной программой возникали проблемы, когда конкретные люди становились объектами конфликтов спецслужб и объектами активных мероприятий».
«Есть общая норма, она позволяет вводить такой режим. Вопрос, насколько тонко будет происходить применение нормы в конкретных ситуациях. Это может быть на самом деле направлено на защиту прав этого гражданина, чтобы с ним ничего не сделали, а может быть просто предлогом для того, чтобы сделать эту ситуацию коррупционноемкой. Для того чтобы секретоносителю или работнику корпорации получить разрешение на выезд, нужно будет заполнять бумажки и проходить какие-то процедуры. Кто гарантирует в нашей ситуации, что коррупционеры в таких условиях будут заниматься защитой секретов, а не вопросами личного обогащения. Так что это вопрос не нормы, а вопрос ее применения», – отметил он.