Во вторник в Мосгорсуде была рассмотрена кассационная жалоба по делу Владимира Макарова, осужденного в сентябре по обвинению в насилии над собственной дочерью.
Сегодняшнее решение – это победа, но относительная
По результатам слушаний судья постановил переквалифицировать статью обвинения на более мягкую и признал Макарова виновным не в насилии, а в совершении развратных действий сексуального характера. По новому обвинению мужчина получил пять лет колонии.
«Судебная коллегия установила, что в отношении ребенка не было совершено насилия, а были совершены развратные действия, – заявила РИА «Новости» руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева. – Факт насилия не был подтвержден совокупностью доказательств, а все сомнения трактуются в пользу подсудимого».
Адвокат Макарова Олег Асташенков сообщил о намерении обжаловать это решение суда в порядке надзора. «Сегодняшнее решение – это победа, но относительная», – сказал он.
По мнению защиты, суд из всех глав половых преступлений выбрал самую мягкую, но этот состав не доказан тоже. По мнению адвокатов, доказательства вины Макарова недостоверны, неубедительны и с процессуальной точки зрения недопустимы. Кроме того, ни одна экспертиза, ни одно доказательство не подтверждают совершение Макаровым преступления.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в поле зрения следственных органов Владимир Макаров попал в июле прошлого года, когда его шестилетняя дочь упала со шведской стенки и была госпитализирована. Во время обследования лаборант обнаружил в моче девочки несколько неподвижных сперматозоидов, о чем и проинформировал правоохранительные органы. Защита осужденного уверена, что либо лаборант перепутал образцы, либо судно просто плохо мыли.
Исследования проводили дважды. Эксперт бюро судебно-медицинской экспертизы департамента здравоохранения Москвы пришел к заключению, что «с известной долей вероятности присутствие биологического материала отца в гинекологическом мазке, взятом у его малолетней дочери, не исключается». Однако повторная экспертиза, которая проводилась в Российском центре судебно-медицинской экспертизы Росздрава под руководством Павла Иванова (известного тем, что он расшифровал геном царской семьи) не подтвердила эти выводы. Эксперты центра исключили присутствие какого-либо мужского генетического материала в анализах мочи, мазках и нижнем белье ребенка, а кроме того, установили, что данные первичного исследования были интерпретированы неверно.
Пытаясь доказать свою невиновность, Владимир Макаров решил пройти проверку на полиграфе у независимого эксперта. Но полиграфолог Игорь Нестеренко сделал выводы не в его пользу.
«Как такового психофизиологического исследования на полиграфе не было, – заявила газете ВЗГЛЯД супруга Владимира Макарова Татьяна. – К сожалению, мой муж наткнулся на специалиста, который ставил перед собой цель в первую очередь заработать деньги. Его, конечно, понять можно, он неработающий пенсионер, ни в какой организации не состоит, и полиграф – единственный для него способ заработка. И он составил вопросы таким образом, что реакция, которая возникала у моего мужа, возникала бы у любого человека, которому задают вопросы о его ребенке. Более того, все заключения, которые мы получили и из Института им. Сербского, и из Министерства обороны, говорят о том, что полиграфолог Нестеренко абсолютно непрофессионально провел это исследование».
По словам Татьяны Макаровой, обследование на полиграфе обошлось им в 250 тыс. рублей. «После этого полиграфолог сказал, что времени на обследовании не хватило, корректные выводы делать нельзя, и предложил пройти расширенное обследование, которое стоит вдвое дороже. Муж отказался платить ему эти деньги, и он отнес результаты этого так называемого обследования в Следственный комитет», – рассказала она.
5 сентября Макаров был признан виновным и получил 13 лет колонии.
Дело вызвало широкий резонанс. Позднее председатель Мосгорсуда Ольга Егорова попросила уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова дать оценку этому делу. «В этой ситуации ребенок (потерпевший) остался без защиты, так как мать приняла сторону защиты подсудимого – своего мужа. Поэтому я предложила Павлу Астахову изучить материалы этого дела и дать свою оценку», – сказала она.
В октябре руководитель ГСУ СК по Москве генерал-майор юстиции Вадим Яковенко заявил, что следствие удивлено масштабной информационной кампанией, развернутой СМИ в защиту Макарова. «К сожалению, это не первый случай, когда при расследовании дел данной категории мы сталкиваемся с откровенным противодействием со стороны обвиняемых и их представителей, а также СМИ», – заявлял он.