В понедельник руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин сообщил, что принцип набора космонавтов в экипажи будет изменен.
У нас, если попал в отряд, ты уже становишься космонавтом
В настоящее время космонавты проходят в экипаж в порядке очереди. При этом сначала их распределяют по группам по совместимости, в том числе по психологической, а затем уже – по экипажам.
«У нас, если попал в отряд, ты уже становишься космонавтом. Мы же отберем несколько кандидатов на те пять–семь мест, которые у нас будут, а по результатам общекосмической подготовки уже будут отобраны пять человек, которые начнут подготовку в качестве экипажа. А остальные 10–12 человек составят резерв», – пояснил Поповкин, передает РИА «Новости».
Как рассказал газете ВЗГЛЯД член Федерации космонавтики России, член-корреспондент Российской академии космонавтики Александр Железняков, такая практика существовала и раньше, однако в документах это зафиксировано не было. «Пусть негласно, но все равно космонавты конкурировали между собой, при назначении в экипаж всегда учитывалась и их подготовка к данному полету, и общекосмическая подготовка», – сказал эксперт.
«Первые два года после вступления в отряд занимает общекосмическая подготовка, – продолжил он. – По результатам этого космонавты либо получали назначение в экипаж, либо готовились по каким-то общим программам. Просто это никогда явно в документах не прописывалось. Космонавты, закончив общекосмическую подготовку, получали квалификацию космонавтов и числились в отряде. Но в конкретных экипажах готовились только некоторые из них. В советские времена бывало, что люди по 20 лет находились в отрядах, но никогда так и не приступали к подготовке в каком-то конкретном экипаже».
В то же время другие космонавты, напомнил эксперт, летали в космос по нескольку раз. «У Сергея Крикалева в активе шесть полетов, у Александра Калерии – пять полетов, есть и другие космонавты, которые летали по нескольку раз. Это говорит об их профпригодности, об их опыте, который используется для выполнения тех задач, которые были поставлены перед экипажем. Я не вижу, что это будет какое-то принципиальное отличие. Оно может быть только четко прописано в каких-то должностных инструкциях, а сам этот принцип уже давно действует», – рассказал Железняков.
«Можно ожидать, что количество космонавтов, входящих в отряд, будет приобретать оптимальную численность, то есть штаты не будут очень раздуваться. Во-вторых, космонавт будет знать, что он по каким-то критериям не дотягивает до того, чтобы быть назначенным в экипаж, и либо будет предпринимать какие-то усилия, чтобы соответствовать этим требованиям, либо тогда ему придется покидать отряд или другой работой заниматься», – отметил он.
Владимир Поповкин заявил также в понедельник, что у Роскосмоса есть задача отправить на орбиту женщину-космонавта. «Мы поставили задачу, что женщина должна быть на орбите. Женщин в России больше, чем мужчин, и мы думаем, они должны быть представлены в российской космонавтике», – сказал он.
Глава Роскосмоса подчеркнул, что при отборе космонавтов должно быть равноправие: «Должен быть не половой признак, а что в голове».
В настоящее время единственная женщина в отряде космонавтов – это 31-летняя Елена Серова, супруга космонавта Марка Серова. «Что касается Серовой, то мной поставлена задача, что женщина должна быть на орбите», – сказал Поповкин.
Сама Елена Серова считает, что более целесообразно отправлять в полет смешанные экипажи. «Я всегда считала, что психологический климат совершенно иной, чем в однополом экипаже. В лучшую сторону – более домашняя атмосфера и большая организованность. Мужчина начинает бриться, следить за собой, начинает быть более собранным, не дает себе спуска и возможности расслабиться. Ведь это тоже неплохо. Это повлияет на лучшее выполнение работы», – рассказала Серова журналистам.
Александр Железняков разделяет мнение космонавта. «На мой взгляд, самый рациональный выход – отправка смешанных экипажей, – считает он. – Я считаю, женщина будет играть балансирующую роль в коллективе. У американцев и японцев мужчины и женщины работают наравне. Это логично, думаю, что и у нас так же будет. Сейчас так получилось, что женщин в отряде нет, кроме Елены Серовой».
«При длительном полете, когда люди оказываются vis-à-vis друг с другом, не избежать того, чтобы не допустить каких-то острых конфликтов. К сожалению, все равно ошибки возможны, бывали случаи разногласий между космонавтами на орбите», – отметил Железняков.
Отметим, наибольшую известность получила конфликтная ситуация, произошедшая несколько лет назад с американскими астронавтами. К счастью, случилось это не в космосе.
В феврале 2007 года 44-летняя Лиза Мари Новак, входившая в отряд астронавтов, была арестована в Орландо (штат Флорида), после того как она с аэрозольным баллончиком со слезоточивым газом совершила нападение на капитана ВМС США Коллин Шипмен. Причиной конфликта стала ревность: она подозревала Шипмен в романе с астронавтом Уильямом Офелейном. Как выяснилось в ходе расследования, Новак преодолела на машине расстояние в полторы тысячи километров от своего дома в Хьюстоне до аэропорта Орландо. В пути она пользовалась подгузниками, чтобы не тратить время на лишние остановки, и останавливалась в отелях под вымышленными именами. Новак было предъявлено обвинение в попытке похищения человека, противоправном проникновении в автомашину, уничтожении улик и оскорблении действием. Обвинение в покушении на убийство против Новак выдвигать не стали, хотя при задержании у нее был обнаружен целый «арсенал»: пневматическое ружье, складной нож, металлический молоток. В ноябре 2009 года суд приговорил Лизу Мари Новак к двум суткам реального тюремного заключения и к году условного. Из отряда космонавтов она была исключена.