«Пути назад нет»
Главное, что возмущает со стороны так называемых профессоров за океаном, – это попытка подмены акцента
Профессор Американского института предпринимательства Николас Эберштадт опубликовал книгу «Демографический кризис России в мирное время», в которой говорится о небывалых демографических проблемах в РФ.
В исследовании отмечается, что резкое сокращение населения, которое Россия переживает последние 20 лет, в первую очередь вызвано преобладанием количества умерших над числом родившихся – после распада Советского Союза на три смерти в России приходится только два рождения.
Российские женщины рожают в среднем примерно столько же, сколько жительницы Западной Европы. По этому показателю Россию можно отнести к странам «второго демографического сдвига», считает Николас Эберштадт.
Автор подчеркивает, что россияне умирают с огромной по сравнению с Европой скоростью. «Среднероссийский обобщенный уровень смертности сегодня более чем в два раза превышает аналогичный показатель уровня смертности в Западной Европе», – пишет Эберштадт. Кроме того, он утверждает, что «средняя смертность по России ... примерно на 50% выше, чем в новых странах – членах Евросоюза, то есть, по сути, бывших странах советского блока».
Российские специалисты, однако, не подтверждают эти данные. «Мы выгодно отличаемся даже от соседей по СНГ: Узбекистана, Таджикистана, Украины, – рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД директор Института демографических исследований Игорь Белобородов. – В бывших странах Союза смертность, конечно, намного ниже, чем в африканских государствах. Но Россия и здесь смотрится очень выигрышно. Тому есть несколько причин: в направлении снижении смертности многое сделано. В основном масштабы российской сверхсмертности формирует алкоголизация населения, а поскольку этой проблемой начали заниматься, результат не заставил себя ждать».
В книге Николаса Эберштадта говорится, что одна из главных причин высокой смертности – сердечнососудистые заболевания. От них в России умирают на 40% чаще, чем в Финляндии, европейской рекордсменке по количеству смертей от инфарктов и инсультов.
При этом число самоубийств, отравлений, убийств и несчастных случаев в России сравнимо с уровнем смертности от этих же причин в Сьерра-Леоне, Анголе и Бурунди, странах, переживающих или недавно вышедших из военного конфликта. «Это не просто обширный демографический кризис, это далеко идущий всепроникающий кризис человеческих ресурсов», – делает вывод Эберштадт.
«Руководство в Кремле в какой-то степени пытается бороться с частью этих проблем, но, похоже, амбициозные лидеры России еще даже не начали осознавать масштаб того, что происходит», – подводит итог Эберштадт. При этом он оговаривается, что ему удалось отметить небольшие тенденции к стабилизации населения в последние годы, профессор надеется на лучшее.
#{smallinfographicright=345940}В то же время директор российского Института демографических исследований обращает внимание на расстановку западными учеными акцентов при разговоре о демографии в России. «Главное, что возмущает со стороны так называемых профессоров за океаном, – это попытка подмены акцента. Вряд ли там сидят люди, которые действительно не понимают, что задача другая. Они пытаются показать, что основная функция власти нашего государства должна состоять в снижении смертности. Но это категорически не так», – отмечает он.
«На сегодня самая высокая продолжительность жизни – в Японии. Рождаемость там такая же, как в России, но это – вымирающее государство. Потому что сохранение народных ресурсов и их преумножение – то есть воспроизводство – это совершенно разные траектории демографической политики. Сколько бы мы ни снижали смертность, вплоть до бессмертия, демография от этого никак не улучшится, только ухудшится пенсионная и социальная ситуация.
То есть акцент в России должен быть сделан на репродукцию. Делать акцент на смертность – значит пытаться предложить ложную альтернативу», – убежден ученый.
«Грязные плоды»
#{smallinfographicright=399381}На Западе, однако, исследование Эберштадта нашло поддержку у некоторых специалистов. «Пути назад нет. Вряд ли Россия будет спасена или спасет себя сама от такого истощения человеческого капитала, которое сделает ее неконкурентоспособной или даже нежизнеспособной», – предрекает старший вице-президент института Хадсона Эндерс Уимбуш, много лет занимающийся российскими исследованиями. В итоге, по его мнению, Россия в ее нынешнем виде очень скоро может вообще перестать существовать, сообщает BBC.
«Если у нас в России и происходит демографический кризис, то во многом благодаря усилиям властей страны господина Эберштата. Потому что те программы планирования семьи, которые с начала 1990-х были задействованы в российских школах при поддержке различных организаций, в том числе правительства США, дали свои грязные плоды», – возражает Белобородов. Подробнее его соображения по этому поводу – в интервью газете ВЗГЛЯД.
Не подтверждают
Отметим, данные российских чиновников не подтверждают то, о чем говорит Эберштадт в своей книге. Статистика, которую приводила в этом году глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова на расширенном заседании коллегии министерства в Доме правительства, показывает: в 2009 году по сравнению с 2008 годом смертность в России сократилась на 3%.
«В 2009 году умерли 2 млн 13 тыс. человек, что на 62,4 тыс. человек, или на 3% меньше, чем в 2008 году», – сказала она. Приводя расшифровку сводных данных, министр сообщила, что на 4,6% снизились показатели смертности от болезней системы кровообращения, на 7,8% – от туберкулеза, на 14,8% – в результате ДТП, на 32% – от случайных отравлений алкоголем и на 3,1% – от самоубийств.
Татьяна Голикова подчеркнула, что в стране сократилась и младенческая смертность. По словам министра, таких результатов удалось добиться благодаря реализации мер по улучшению демографии и ряда направлений нацпроекта «Здоровье».
Сейчас, по словам министра, принимаются меры по поддержке здоровья малоимущих слоев населения. В частности, Минздравсоцразвития запускает пилотный проект по оказанию госпомощи семьям, с которыми региональные власти будут заключать социальные контракты, так называемые договоры социальной адаптации.
«На основании поручения президента Российской Федерации мы совместно с органами государственной власти субъектов РФ начинаем эксперимент по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта. Органы социальной защиты по месту жительства граждан обязуются оказывать материальную поддержку – желательно, чтобы она была ощутима, – семьям, которые будут предпринимать активные действия по поиску работы, вести здоровый образ жизни, заботиться о детях, не совершать асоциальные поступки и противоправные действия», – подчеркнула Голикова.
По ее словам, в 2010 году приблизительно 18,6 млн человек, то есть более 13% населения, находятся за чертой бедности. В числе бедных есть и семьи с двумя и более детьми. «В этом году мы должны помочь им выйти из этой неблагополучной группы», – обозначила задачу министр.