– С чем связано то, что номеров в Москве постоянно не хватает? Сталкиваются ли с подобной проблемой другие регионы России – тот же густонаселенный Санкт-Петербург и Ленинградская область, например?
– Я тоже сегодня прочитал в Интернете о том, что «номеров в Москве не хватает», и не понял, откуда раздули проблему. На самом деле, машины с этими номерами уже два месяца ездят – и мы, естественно, их поставляем, уже сделали (партию – прим. ред.) для Москвы. И в ГИБДД еще знаки есть, и у нас еще лежат на складе знаки, которые мы взяли на ответственное хранение, потому что им просто хранить негде. Поэтому, уверяю вас, я с полной ответственностью могу заявить, что никаких проблем со знаками нет.
Решат новый ГОСТ ввести, поменять на четыре цифры – мы будем делать. Для нас это не будет представлять никакой технической сложности
Это просто очередной переход на новую серию. Раньше 77-й регион был, потом 99-й, 97-й, 177-й, 199-й – сейчас начался 197-й. Номеров этой серии, по самым скромным подсчетам, хватает до конца следующего года.
Вообще, я согласен, что это не очень удобно – шесть кодов в Москве. Но ведь такая ситуация только в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове и еще в нескольких крупных городах. У остальных-то проблем нет – как один код был, так ничего и не изменилось.
– По какому принципу генерируются номера: используются ли все возможные комбинации чисел и букв, каким стандартам должен соответствовать номер?
– Есть ГОСТ, в котором сказано, что в номере должны присутствовать лишь буквы, которые соответствуют буквам латинского алфавита. Раньше у нас встречались и наши «ш», «щ», а сейчас остались только те буквы, которые совпадают с латиницей. Если не ошибаюсь, их 12 или 13. Все возможные комбинации одной серии как раз дают порядка 1,7 млн вариантов.
– После исчерпания этой региональной серии будут вводиться какие-то новые коды или же будет найдено какое-то другое решение?
– Я могу отвечать за себя. Мы – производители знаков. Как будет дальше – это уже не наша епархия. Поэтому как сочтет необходимым заказчик – Департамент безопасности дорожного движения – так и будет. Решат ввести цифру «2» – значит, будет «2». Решат новый ГОСТ ввести, поменять на четыре цифры – мы будем делать. Для нас это не будет представлять никакой технической сложности.
– Значит, для решения проблемы в дальнейшем предлагалось вводить новые трехзначные коды московского региона с «двойкой» или заменить стандарт номерных знаков?..
– Это не предложение даже – это обсуждалось вот так, в Интернете. «Предложения» обычно появляются внезапно – мол, давайте введем.
Наша фирма существует с 1991 года. В 1993-м, когда вводился действующий ГОСТ, мы принимали активное участие в его обсуждении. Тогда, конечно, нельзя было предусмотреть, что запас номеров одной серии быстро закончится.
Каждая серия – это порядка 1 млн 700 тыс. штук автомобильных номеров. А если добавить еще одну цифру, это будет на порядок больше – около 17 млн. Но это же не просто так механически можно взять и добавить цифру – площадь-то под знак отведена определенная. Это нужно либо шрифт уменьшать, либо что-то еще делать. Есть целое подразделение ГИБДД, которое изучает, как лучше решить проблему без угрозы для читаемости номеров, ведь необходимо, в том числе, учитывать большое количество камер, которые информацию с номеров считывают – это не так все просто.
– То есть предложение расширить ГОСТ на одну букву уже было внесено...
– Сама жизнь подсказывает такое решение. Может быть, «двойка» будет, а может быть, есть необходимость использовать старые номера. Есть база номеров, которые были уничтожены после сдачи машины в утиль или ее продажи – я думаю, что повторно их можно выдавать. Но опять же, это не наша забота – принимать эти решения, мы только производим регистрационные знаки.
Меня как производителя больше интересуют вопросы защиты этого знака, потому что его сегодня, к сожалению, легко подделать. И этим пользуются люди. С 1993 года в требованиях ничего не менялось, а у нас есть и китайская, и польская пленка, и она находится в свободной продаже.
– То есть необходимость изменения ГОСТа возникла еще и для того, чтобы защитить номера от подделок?
– Я не думаю, что для совершения преступления кто-то будет подделывать номер – проще подойти в соседний двор и скрутить эти номера. Но вопрос в другом: сейчас ведь значительно упростили порядок получения дубликатов. И в связи с этим появилось много компаний по изготовлению таких дубликатов. Им наплевать на имидж, на качество – они просто берут с этого деньги и легко используют поддельные материалы: сделан такой номер из некачественной пленки, на нем не пропитаны защитные элементы. Вот это нас волнует.
Поэтому, естественно, мы хотели бы, чтобы как-то этот ГОСТ периодически менялся, какие-нибудь новые защитные элементы появились. Сейчас мы вынуждены сами защищать себя, потому что в Москве появляется очень много поддельных знаков даже с нашим клеймом. К счастью, есть экспертный криминалистический центр, который может по клейму, которое мы ставим, как по отпечаткам пальцев определить, наш это номер или нет.
– В случае если ГОСТ будет изменен, как быстро ваше предприятие способно переориентироваться на производство номеров нового образца?
– Это зависит от того, какие изменения будут внесены. Но внесение изменений в ГОСТ – это достаточно длительная процедура. Я думаю, что в процессе будет происходить некоторое обсуждение или хотя бы привлечение крупнейших производителей к обсуждению того, какие могут быть элементы защиты. Мы готовы их предложить. Конечно, их внедрение потребует дополнительных затрат для производителей. Но я считаю, что это не займет очень много времени.
– В России больше распространено закрепление номеров за автомобилями у их владельца, и как только человек меняет машину, он меняет также и регистрационный номер. Во многих европейских странах действует обратная практика: номер закрепляется за автолюбителем, кочуя потом с машины на машину. Как вы считаете, не было бы такое решение более выгодным – и в плане экономии номеров, и с точки зрения чистого удобства?
– Сегодня и в России разрешено оставлять эти номера – например, со старой машины на новую. ГАИ относится к этому лояльно, все соответствующие бумаги спокойно подписываются. Но, насколько я знаю, это не закреплено законодательно, как в арабских странах: в Эмиратах кто-то покупает номер, и он остается с ним на всю жизнь, даже если машина продается.
Конечно, закрепление номера за автовладельцем удобнее. Но, говоря об этих вещах, необходимо не забывать, что они требуют и серьезного технического решения. Это предполагает обновление единой базы, чтобы не было дубликатов, двойных номеров... Я понимаю, что ГАИ проще, когда с продажей или сдачей машины в утиль номера уничтожаются – и все, они забыли про них, их нет ни в базе, нигде. Я думаю, что сейчас с учетом повышения нашей компьютерной грамотности эта ситуация меняется. Рано или поздно мы все равно к этому придем.