– Анатолий Лазаревич, как бы вы могли прокомментировать захват израильскими военными судов в международных водах и стрельбу, повлекшую гибель людей?
– Когда объявляется блокада, то если эта блокада правомерная, нарушать ее нельзя. Прорыв блокады – неправомерное деяние. Израиль, очевидно, это рассматривал как нарушение блокады сектора Газа. Кроме того, они могли заподозрить суда в том, что они везут не гуманитарный груз, но в этом случае задерживать их нужно было, удостоверившись, есть ли там военные грузы или нет. Если там груз только гуманитарный, то не следовало и стрельбу открывать. Но подробной информации относительно немного, все факты не проверены, что меня смущает.
– Мировое сообщество осудило действия израильских властей…
– Всегда будут осуждать. Там было убийство, трагедия многих людей. Могли использовать другие методы.
– Какие именно?
– Суда могли остановить с помощью военных кораблей и дать понять, что есть подозрение на то, что они могут перевозить военные грузы. Могли им сказать: «Дайте нам эти грузы, мы их проверим и передадим по назначению». На абордаж было брать необязательно.
– Два судна из состава каравана шли под турецким флагом. Даже если принимать во внимание подозрение в провозе оружия или попытке прорвать блокаду, допустимо ли было брать их на абордаж в открытом море?
– Я считаю, что это прямое нарушение международного права.
По мнению Анатолия Колодкина, израильские власти допустили нарушение международного права |
– В том числе и если были какие-то подозрения?
– Это не имеет значения, он не может в открытом море это делать. Это не антипиратская операция. Возможно, израильская разведка пронюхала, что там везли оружие, но все равно, они не имели права этого делать.
– Может ли израильская сторона понести какую-то ответственность в связи с инцидентом?
– В этом случае может последовать заявление Совета безопасности ООН, может быть подано заявление Турции в Международный суд ООН, в Международный трибунал по морскому праву, где я 15 лет был судьей.
– Представители Израиля заявляют, что военнослужащие применили оружие, поскольку подверглись нападению людей, находившихся на борту судна. Но если это судно под турецким флагом в международных водах, наверное, можно расценить, что находившиеся там люди были в своем праве, а их действия были направлены на защиту?
– Совершенно верно. Они вообще могли подумать, что это пираты на них нападают. Это открытое нарушение со стороны Израиля. Теперь это должно решаться на дипломатическом, политическом уровне. Довольно любопытное дело.
– У вас есть какой-то прогноз относительно дальнейшего развития событий?
– Думаю, что решение Международного суда ООН будет не в пользу Израиля.
– В целом какие могут быть основания для задержания судна, идущего под государственным флагом, в открытом море?
– Основания следующие: судно занимается пиратством; судно занимается работорговлей; судно занимается незаконным теле- и радиовещанием; судно, предположительно, занимается перевозкой наркотиков; судно не имеет национальности, флага и т.д. – все это у турецких судов-то было.
– Если бы речь шла о территориальных водах Израиля, захват судов был бы правомерен?
– В территориальных водах они могли бы проводить досмотр и проверять, везут ли эти суда оружие или нет. Их имеют право останавливать, только если они совершают действия, затрагивающие интересы Израиля. Если они что-то нарушают в его территориальных водах, израильские военные вправе забраться на судно, да и то только если оно направляется в израильский порт. Если оно просто проходит воды Израиля, то захватывать его тоже не имеют права. Суда имеют право мирного прохода.