Общество

26 мая 2010, 19:30

В России предложили изменить законы о детях

Фото: ИТАР-ТАСС

В преддверии Дня защиты детей стало известно о нескольких инициативах, направленных на защиту несовершеннолетних от насилия. В Москве учредили движение «Россия – без жестокости к детям!», а МВД в среду передало в аппарат детского омбудсмена пакет предложений, касающихся совершенствования правовой базы в этой сфере. О том, чего действительно не хватает современной России для эффективной защиты детей, газете ВЗГЛЯД рассказал член Общественной палаты Борис Альтшулер.

Глава МВД Рашид Нургалиев заявил в среду, что министерство направило в аппарат уполномоченного по правам ребенка РФ пакет предложений, касающихся совершенствования нормативно-правовой базы в области защиты прав детей, а также профилактики безнадзорности и правонарушений со стороны несовершеннолетних.

Когда поступает сигнал, они приходят – не с топором, чтобы разрушить семью, а чтобы поговорить и выяснить, в чем проблема

«Должность уполномоченного по правам ребенка была введена в прошлом году. В настоящее время закладываются основы взаимодействия и правительственной комиссии, и МВД с назначенным на этом пост Павлом Астаховым. Мы подготовили и направили в аппарат уполномоченного по правам ребенка предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов», – цитирует Нургалиева РИА «Новости».

Глава МВД Рашид Нургалиев сообщил, что в 2009 году в России в отношении детей было совершено 106 тыс. преступлений, причем около 4 тыс. из них – это насильственные действия родителей над своими же детьми.

«В 2009 году было зарегистрировано порядка 106 тыс. преступлений в отношении несовершеннолетних, также в тот год были признаны потерпевшими более 108 тыс. детей и подростков, более половины из них, а это около 68 тыс., пострадали от насильственных посягательств. При этом, что пугает, 4 тыс. преступлений данного вида были совершены родителями в отношении своих детей», − сказал Нургалиев.

«Именно от благополучия наших детей зависит будущее и всего российского общества, и в целом нашего государства», − подчеркнул министр.

Член комиссии Общественной палаты по социальным вопросам и демографической политике Борис Альтшулер в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД рассказал, что необходимость выстроить четкую правовую базу в отношении защиты детей назрела давно: ведь такого механизма еще не было в истории современной России.

«В марте 2009 года на совещании, посвященном предотвращению насилия в отношении детей, президент России сказал: «России нужна современная система защиты детства. Сегодня системы просто нет». И это абсолютно точно – ее нет, потому что российское законодательное поле для ее создания не приспособлено», – уверен Альтшулер.

По его словам, киты, на которых должна базироваться такая система, – это отказ от ведомственной системы управления «детской» политикой, создание единого координирующего органа такой политики и разграничение его с органами опеки, в которых должны получить прописку специалисты – в первую очередь социальные психологи.

Но на данный момент нет даже правовых оснований для того, чтобы оказывать семье психологическую помощь, а ответ у социальных служб на все нездоровые сигналы один – изъятие ребенка.

«Берем Семейный кодекс РФ. Читаем раздел 6 («Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей»). Там ну очень подробно, со всеми правилами описано, как орган опеки должен устраивать детей, оставшихся без попечения родителей. А попробуйте найти в Семейном кодексе хоть одно правило о том, как надо работать органам опеки и попечительства для того, чтобы ребенок не стал сиротой, как помогать семье, – об этом нет ни слова.

Перекос этот дорого стоит стране: у нас только в 2009 году 115 500 детей остались без попечения родителей. Это 315 детей в день. И это – национальная катастрофа. Если орган опеки видит, что семья неблагополучная, у него просто законодательно нет другого способа реагировать, кроме как сделать так, чтобы ребенка в этой семье больше не было. Мы предлагаем, чтобы органы опеки в обязательном порядке тесно работали с профессиональной службой. Это предлагаем не мы даже – это мы взяли из законопроекта Минобрнауки, который они написали три года назад по поручению Дмитрия Медведева, тогда первого зампреда правительства. Этот закон не прошел. И есть люди, которые совершенно целенаправленно эту инициативу погубили».

Этот закон не прошел. И есть люди, которые совершенно целенаправленно эту инициативу погубили

Конкретных людей, ответственных за это, Борис Альтшулер не называет, однако намекает на мотив для того, чтобы подобные законопроекты отклонялись: «Понимаете, очень вредно, когда задачу ставит себе само ведомство. Деньги идут на ведомство, и оно само себе их распределяет. Приведу вам случившийся несколько лет назад разговор с крупным начальником московского учреждения, в котором содержатся сироты. Говорю начальнику: есть возможность перевести детей из учреждения в уже подготовленные семьи. А тот говорит: «Нет. Учреждениям тоже нужны дети».

«Учреждение – это ведомство, которое получает на них бюджетные ассигнования. Для этого нужны дети. Если не будет сирот, детской беды, то эта система рухнет, – говорит член Общественной палаты. – Что предлагается: чтобы решения комиссии по делам несовершеннолетних – коллегиального органа, ни с какими ведомствами не связанного, – учреждения обязаны были выполнять».

Мешает построению четкой системы работы с семьей и неразбериха в том, кто должен нести ответственность за ребенка, уверен Альтшутер. «У нас семь ведомственных «нянек» – разных ведомств, которые отвечают за разные проблемные стороны детства. Кто инвалиды, кто на улице, кто сирота, кто совершил правонарушение – это все разные ведомства с разными бюджетами – и каждый бюджет на решение какой-либо одной проблемы. Цельной работы нет абсолютно. Ребенок – он как бы пасуется между разными ведомствами. В итоге – огромным количеством детей просто никто не занимается», – приводит правозащитник пример того, что, по его мнению, можно назвать правовым провалом.

Таким образом, у системы опеки должен быть единый координатор, считает эксперт. В действующем ныне законе от 1999 года написано, что таким организатором является коллегиальный орган – Комиссия по делам несовершеннолетних. Однако координирующий орган должен работать на постоянной основе, а подобные комиссии сегодня собираются в районах – раз в две недели, в правительстве – раз в три месяца. По мнению Альтшулера, это трудно назвать эффективной работой.

«КДН – это досудебный орган, ей 90 лет. Сегодня эти комиссии работают по советскому положению – внимание! – 1967 года. При этом ни в одном федеральном законе не расшифровано, как именно этой комиссии как координатору надо работать. Это колоссальный правовой провал: руководители таких комиссий в регионах просто стонут от того, что невозможно работать без федеральной базы. Нужна кардинальная реформа комиссии, превращение ее в координирующий орган – это первое наше предложение.

1967 год – это административная правоприменительная практика. Вот пример – из Воронежа, если я не ошибаюсь. Там проблемы были у мамы четырех детей. Она никакая не пьяница – просто одинокая. Детей надо кормить. Она в связи с этим часто отсутствовала дома и не очень сильно за детьми смотрела – они несколько раз попадали в милицию. Что сделала Комиссия по делам несовершеннолетних: сначала 300 рублей штрафа, потом 500 рублей штрафа, потом – постановление детей изъять и подать на лишение родительских прав. И вот когда детей изъяли, уверяю вас, государство потратило на них значительную сумму, вместо того чтобы просто материально помочь женщине», – сказал эксперт.

По словам эксперта, изменения в нормативно-правовой базе – лишь начало долгой и упорной работы. «Конечно, необходима система отслеживания – везде должны быть работники, к которым могут обратиться мама, бабушка или ребенок, горячие линии нужны, единый телефон доверия… Но обязательно, чтобы службы, получившие информацию о насилии в семье, могли сразу же связаться с единым координирующим органом, который уже возьмет эту семью на учет», – говорит член Общественной палаты.

Борис Альтшулер привел в пример Пермский край, где в местной социальной службе давно существует понятие «куратор семьи». «Когда поступает сигнал, они приходят – не с топором, чтобы разрушить семью, а чтобы поговорить и выяснить, в чем проблема. Потому что многие ситуации разрешаются очень быстро», – резюмирует эксперт.

Текст: Николай Анищенко

Вам может быть интересно

Грузовой самолет DHL разбился рядом с аэропортом Вильнюса
Темы дня

Падение «индекса несломленности» ведет украинцев к переговорам с Россией

Украинские и западные социологи продолжают выяснять, готово ли общество к переговорам с Россией и территориальным уступкам. И они, как правило, выдают противоречивые результаты. В чем заключаются особенности этого противоречия и каковы реальные настроения украинцев относительно урегулирования конфликта?

Ставка ВСУ на наемников провалилась

Очередной западный наемник, воевавший на стороне ВСУ, взят в плен российскими войсками – на этот раз на Курском направлении. Какое количество «иностранных добровольцев» воюет сегодня в рядах украинской армии, почему киевский режим вынужден до сих пор рассчитывать на наемников и в чем их самое слабое место?

Наемника из Британии взяли в плен на Курском направлении

Опубликованы кадры с Путиным после испытания «Орешника»

США пригрозили союзникам за помощь в аресте Нетаньяху

Новости

Журналисты изучили фрагменты ракеты «Орешник» в Днепропетровске

Иностранные журналисты исследовали обломки российской ракеты «Орешник» на заводе «Южмаш» в Днепропетровске, где фрагменты хранятся в специальном ангаре для дальнейшего изучения, сообщило Reuters.

The Economist сообщил о готовности украинских военных к уступкам России

Британский журнал The Economist сообщил о готовности украинских военных к территориальным уступкам в пользу России в обмен на прекращение огня, что связано с усталостью от конфликта и моральной слабостью бойцов.

Джеорджеску обошел Чолаку на президентских выборах в Румынии

По результатам подсчета более 95% бюллетеней Кэлин Джеорджеску лидирует на выборах президента Румынии, набрав 22,18% голосов, в то время как премьер Марчел Чолаку получил 20,29%.

Депутат Рады назвал Зеленского «верховным тэцэкашником»

Александр Дубинский, депутат Верховной рады, заявил, что мировое сообщество воспринимает Владимира Зеленского как главного палача, ответственного за затягивание конфликта и манипуляции с общественным мнением.

На заводе в Калуге после атаки беспилотников произошел пожар

Силы противовоздушной обороны уничтожили три беспилотника на окраине Калуги, что привело к возгоранию на территории промышленного предприятия.

Украинские войска расстреляли и сожгли семью в Селидово

В освобожденном Селидово украинские военные убили пятерых членов семьи и сожгли их тела, сообщил очевидец.

Умер композитор Павел Карманов

Автор множества произведений и музыки для кино композитор Павел Карманов скончался в возрасте 54 лет.

Стало известно о бегстве ВСУ с востока Великой Новоселки

Украинские военные начали отступление с укрепленных позиций на восточной окраине Великой Новоселки в Донецкой Народной Республике под натиском штурмовых групп.

Российский Superjet загорелся при посадке в Анталье

Генконсульство России в Анталье совместно с турецкой стороной и авиакомпанией «Азимут» оказало помощь пассажирам самолета, на борту которого произошел пожар, предоставив питание и размещение в гостинице, говорится в сообщении дипмиссии.

Грузовой самолет упал на жилой дом под Вильнюсом

Пилот грузового самолета компании DHL, разбившегося на подлете к Вильнюсскому международному аэропорту, погиб от травм, полученных при падении на двухэтажный жилой дом.

Российские войска выбили ВСУ из Елизаветовки под Курахово в ДНР

Российские войска проводят зачистку от украинских подразделений в Елизаветовке, находящейся южнее Курахова в ДНР, сообщил председатель комиссии по вопросам суверенитета Общественной палаты Владимир Рогов.

Пленный британец заявил об отправке в Курскую область против воли

Британский наемник Джеймс Скотт Рис Андерсон, взятый в плен в Курской области, заявил, что командование ВСУ заставило его участвовать в операции, забрав паспорт и телефон, несмотря на его нежелание.
Мнения

Марина Хакимова-Гатцемайер: Чем больше размышлений о будущем ребенке, тем сложнее на него решиться

«Жизнь дорожает, в политике нестабильность, надо сначала обустроиться, обложиться финансовыми подушками». Люди с таким мышлением никогда не встанут на ноги, никогда не будут довольны собой, своей жизнью. Им всегда будет мало. Мало будет именно им, а не ребенку, которому необходимы лишь любящие мать и отец.

Владимир Можегов: Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.

Андрей Рудалёв: Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?