Общество

20 апреля 2010, 20:45

Показан новый самолет президента России

Фото: пользователь didairbus с сайта myaviation.net

Специальный летный отряд Управления делами президента РФ в ближайшее время пополнится двумя новейшими самолетами зарубежного производства. Речь идет о самолетах Dassault Falcon 7x, один из которых с бортовой регистрацией RA-09009 и в ливрее президентского авиаотряда не так давно сфотографирован во французском аэропорту Ле Бурже. Это первый иностранный самолет, закупленный для главы российского государства со времен Сталина.

О возможности приобретения «Фальконов» для нужд Управделами сообщила в конце марта газета «Коммерсант», ссылаясь на собственные источники. Поскольку Специальный отряд не имеет права закупать технику зарубежного производства, лайнеры будут закуплены для одной из авиакомпаний, вероятно петербургской ГТК «Россия», а затем переданы спецотряду в аренду.

Последним по времени обладателем Falcon 900ЕX стал на минувшей неделе боливийский лидер Эво Моралес, приобретший лайнер у футбольного клуба Manchester United за 37 млн долларов

Традиционно первые лица государств, имеющих хоть какую-то авиапромышленность, используют для зарубежных вояжей технику национального производства, даже довольно старую. Например, в Великобритании до сих пор в качестве VIP-транспорта Её Величества используются дальнемагистральные лайнеры Vickers VC-10 из 10-й эскадрильи Королевских ВВС, несмотря на то, что большинству из них далеко за 30 лет.

Аналогичная традиция существовала и в СССР, правда, с исключениями. Так, наркоминдел Литвинов пару раз воспользовался в начале 30-х немецким Junkers F-13, правда, эти самолеты строились на концессионном заводе Юнкерса в Филях. Иосиф Виссарионович, как известно, был большим любителем авиации, но сам летать не любил. Тем не менее на Тегеранскую конференцию он прибыл из Баку на самолете Си-47ОН (Особого Назначения) – салонном варианте американского военно-транспортного Douglas C-47 Skytrain. «Дугласы» с 1935 года выпускались в СССР по лицензии под индексами ПС-84 и Ли-2, однако поставляемые по ленд-лизу машины были более поздней модификации, чем выпускаемые у нас, с более совершенным комплексом навигационных приборов, что и определило выбор вождя.

Falcon 7X RA-09009. Нажмите, чтобы увеличить. (фото: пользователь didairbus с сайта myaviation.net )

Между прочим, необходимость быстрой (и с подобающей помпой) доставки партийно-правительственных делегаций на большие расстояния, через океан, привела к созданию первого отечественного дальнемагистрального лайнера Ту-114 – двоюродного брата стратегического бомбардировщика Ту-95. Для перелета советской делегации в США два бомбардировщика переоборудовали в пассажирские Ту-116 (или Ту-114Д). Самолет так понравился Никите Хрущеву, что его усовершенствованный вариант запустили в серию под индексом Ту-114. Самолеты этого типа успешно эксплуатировались «Аэрофлотом» на международных маршрутах и внутрисоюзных линиях (в основном за Урал), а также компанией Japan Airlines.

Тем не менее, кроме официальных и государственных визитов, довольно редких, у высших лиц часто возникает необходимость в деловых поездках, часто спешных, короткосрочных, в удаленные регионы, где часто нет аэродромов, способных принимать большие самолеты класса Ил-96 или Ту-154. Скажем, посетить за сутки несколько городов Красноярского края или Дальнего Востока и вернуться в Москву. Для этого требуются самолеты административного класса, так называемые «бизнес-джеты».

Как правило, такие самолеты обладают приличной дальностью, высокой скоростью полета, оснащены мощным навигационным оборудованием, обладают небольшим весом и крепким шасси, что позволяет садиться на слабо оборудованные площадки ограниченных размеров (на западе это бизнес-аэропорты). К этому классу относится и новое приобретение Управления делами.

Falcon 7X RA-09009. Нажмите, чтобы увеличить. (фото: пользователь airactu87 с blogspot.com)

Серия бизнес-джетов Falcon успешно развивается французской компанией Dassault c 1963 года. Любопытно, что это в некоторой степени конверсионный продукт: для маленького, размером с истребитель персонального лайнера в проекте предполагалось использовать крыло и оперения от истребителя «Мистэр». С 1971-го по 1989 год самолеты семейства Falcon 10 были самыми популярными бизнес-лайнерами на мировом рынке. Лайнеры семейства Falcon 7x, развитие линейки самолетов серий «50» и «900» значительно подросли. Это трехмоторные самолеты, с размерностью и весом примерно соответствующими современным тяжелым истребителям (размах крыла − 23,5 метра и взлетный вес − 31 тонна примерно соответствуют аналогичным характеристикам Су-27), а следовательно, для них открыто большинство аэропортов страны, гораздо больше, чем для самых «легких» президентских Ту-154.

Замечательная мобильность административного лайнера может быть очень полезна в чрезвычайной ситуации: самолет серии 7х способен пролететь без посадки 11 тыс. км, его скорость составляет 900 км/час, а потолок – 15 тыс. м (последнее позволяет преодолевать грозовые фронты «сверху»).

Такие лайнеры с удовольствием покупают для президентов, премьер-министров и королей, последним по времени обладателем Falcon 900ЕX стал на минувшей неделе боливийский лидер Эво Моралес, приобретший лайнер у футбольного клуба Manchester United за 37 млн долларов. Лайнеры семейства 7х, появившиеся в 2005 году и получившие сертификат летной годности всего три года назад, в апреле 2007-го, стоят много дороже, до 51 млн долл., хотя цена за штучные изделия может сильно отличаться. Кстати, французские «Фальконы» и российские Ту-154М – единственные в мире трехмоторные лайнеры, до сих пор производящиеся серийно.

К сожалению, в нашей стране техника подобного класса не производится: внутри страны спрос на нее вполне удовлетворяется «Фальконами» и американскими «Гольфстримами», а на международном рынке конкуренция слишком высока для нового «нишевого» самолета, чтобы вкладывать деньги в проект. Вместо этого в России переделывают в бизнес-джеты линейные машины как корпоративный транспорт или закупают импортные для випов. Поэтому приобретение административных лайнеров для высшей администрации кажется разумным: это не БМВ 7-й серии для главы горсобеса.

Текст: Геннадий Нечаев

Вам может быть интересно

ВС России нанесли массированный удар по предприятиям ВПК Украины
Темы дня

США решили вылечить Европу от страха перед Россией

Радикальные изменения обозначены в подходе Соединенных Штатов к обеспечению своей безопасности. По крайней мере, именно такие заявления и декларации содержатся в новой Стратегии нацбезопасности США. В чем именно они заключаются, как это касается союзников Вашингтона в Европе – и их текущего противостояния с Россией?

Россия получила признание за границей как авиационная держава

Впервые в постсоветской истории иностранная страна может начать собирать российские самолеты на своей территории. Такой план вынашивает Индия, с которой у России давние тесные связи в сфере боевой авиации и ракетостроения. Теперь Дели признал наши компетенции и в гражданской авиации. Индия хочет собирать самолеты Superjet и Ил-114. Причем как для своего огромного рынка, так и для дальнейшего экспорта. Чем этот проект выгоден каждой из сторон?

Эксперт объяснил нежелание стран ЕС конфисковывать российские активы

Каллас признала справедливость критики США в адрес Евросоюза

В Индии оскорбились выходкой Запада из-за визита Путина

Новости

Daily Telegraph сочла новым словом в военном деле способ взятия Красноармейска

ВС России при освобождении Красноармейска использовали новую тактику штурма города, которая получила название «демеханизация», сообщила британская газета The Daily Telegraph.

Встреча ЕК по российским активам завершилась без итогового соглашения

В Брюсселе не удалось достигнуть договоренности по вопросу использования активов России для поддержки Украины, обсуждение переносится.

ВЦИОМ назвал три самые актуальные проблемы для россиян

Аналитики ВЦИОМ выделили специальную военную операцию, инфляцию и состояние здравоохранения как три темы, которые сегодня волнуют наибольшее число граждан России.

RMF FM: Бурмистр польского Любартова объявил тревогу из-за «ситуации на Украине»

Бурмистр польского Любартова Люблинского воеводства объявил ложную тревогу «в связи с ситуацией на Украине», сообщает радиостанция RMF FM.

Эксперт Лукьянов заявил об изменении подхода США к расширению НАТО

Вашингтон в новой доктрине национальной безопасности придерживается абсолютно нового подхода в отношении НАТО, заявил директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай» Федор Лукьянов.

Директор театра «Лица» получил ножевое ранение в Москве

Директор театра «Лица» Павел Суетин был госпитализирован после того, как его обнаружили с ножевым ранением в одном из жилых домов на северо-западе Москвы.

В Петербурге за вызывающее поведение на улице задержаны пьяные подростки

В Василеостровском районе Петербурга задержаны семь подростков, у которых полиция обнаружила дубинки, газовые пистолеты и холодное оружие.

Bloomberg: Украинский конфликт вступает в решающую фазу

США выступили с критикой в адрес Европы на фоне того, что «конфликт на Украине вступает в решающую фазу», пишет Bloomberg.

Парламент Бельгии аплодировал решению отклонить передачу активов России ЕК

Премьер-министр Бельгии Барт де Вевер заявил, что страна не готова передать замороженные российские активы Еврокомиссии, если риски и расходы не будут разделены между всеми странами ЕС.

По всей Украине прогремели мощные взрывы

В ночь на субботу по всей Украине прогремели мощные взрывы, под удар попали военные и энергетические объекты.

При обмане Долиной аферисты выдали актера Холланда за сотрудника Росфинмониторинга

Данные паспорта, предъявленного Ларисе Долиной в мошеннической схеме, оказались фиктивными, а сам аферист использовал фото актера Тома Холланда, выяснили СМИ.

Вашингтон обсудил с Киевом план восстановления Украины после конфликта

Власти США и Украины рассмотрели будущее развитие и экономические инициативы страны в рамках подготовки к послевоенной реконструкции.
Мнения

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

Игорь Караулов: К Киргизии нужно относиться с искренним уважением и открытым сердцем

Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов