В ходе расследования уголовного дела по фактам геноцида и массовых убийств граждан РФ на территории Южной Осетии в августе 2008 года вскрылись новые обстоятельства, в связи с чем следователи возбудили уголовное дело по трем статьям.
Получены доказательства совершения грузинскими военнослужащими других преступлений
«Главным следственным управлением Следственного комитета в ходе расследования уголовного дела о геноциде и массовых убийствах граждан Российской Федерации на территории Республики Южная Осетия в августе 2008 года получены доказательства совершения грузинскими военнослужащими других преступлений», – сообщил газете ВЗГЛЯД официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Владимир Маркин.
«В результате работы следственных органов выявлены и задокументированы факты многочисленных нарушений норм международного гуманитарного права и общепризнанных прав и свобод человека и гражданина со стороны грузинских военных в отношении мирного населения Южной Осетии и российских миротворцев», – добавил он.
По словам Маркина, получены доказательства умышленных убийств и похищения мирного населения, применения неоправданного насилия в отношении военнопленных и незаконно задержанных гражданских лиц, использования тяжелого наступательного вооружения неизбирательного действия и запрещенных международными конвенциями кассетных боеприпасов против гражданского населения.
«В ходе следствия установлен факт нападения на российских миротворцев и учреждения, которые пользуются международной защитой. В результате вооруженной и ничем не спровоцированной агрессии Грузии погибли 10 военнослужащих российского миротворческого батальона, причинен вред здоровью различной степени тяжести 40 военнослужащим-миротворцам, полностью уничтожена инфраструктура российских миротворческих сил, чем причинен значительный имущественный ущерб Российской Федерации», – заявил представитель СКП.
Кроме того, отметил Маркин, установлено, что в ходе вооруженного конфликта на территории РЮО в период с 8-го по 11 августа 2008 года на стороне грузинских вооруженных формирований принимали участие «наемники из числа представителей украинской националистической организации УНА-УНСО*, действовавшие против интересов Российской Федерации и граждан Российской Федерации». «Вербовка, финансирование и иное материальное обеспечение наемников были организованы и осуществлялись сотрудниками МВД Грузии», – сказал он.
Напомним, об участии в грузинской агрессии представителей украинской националистической организации УНА–УНСО, а также военнослужащих вооруженных сил Украины в СКП РФ официально заявили еще 24 августа прошлого года. На следующий день последовала реакция со стороны официального Киева. «Это пропаганда. Наших воинских частей там не было», – заявил начальник пресс-службы Генштаба Сергей Кузьмин. В министерстве обороны страны и вовсе в проведенном Россией расследовании увидели очередную провокацию. Пресс-секретарь военного ведомства Игорь Халявинский заявил, что после начала боевых действий все неожиданно оказавшиеся на территории Грузии украинские военные покинули территорию конфликта.
Однако в сентябре Генеральная прокуратура Украины и сама пришла к выводу, что украинские специалисты обслуживали системы ПВО грузинской армии.
На основании новых полученных доказательств в четверг было возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 356 УК РФ («Применение запрещенных средств и методов ведения войны»), ч. 2 ст. 359 УК РФ («Наемничество») и ч. 1 ст. 360 УК РФ («Нападение на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой»).
На стороне грузинских вооруженных формирований принимали участие наемники из украинской националистической организации УНА-УНСО
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 7 августа прошлого года, за день до годовщины трагических событий в Южной Осетии, Следственный комитет при прокуратуре заявил, что завершил сбор и анализ доказательств, свидетельствующих о том, что в августе 2008 года руководство Грузии совершало геноцид и массовые убийства.
Однако тогда же ведомство объявило, что расследование продолжится. За год сбора материалов следователи получили неопровержимые доказательства умышленных убийств и похищения мирного населения, мародерства, а также применения неоправданного насилия в отношении военнопленных и незаконно задержанных гражданских лиц.
Также доказано, что в августе 2008 года Грузия использовала тяжелое наступательное вооружение неизбирательного действия, запрещенные международными конвенциями кассетные боеприпасы и 500-килограммовые авиационные бомбы против мирных жителей Южной Осетии.
Следователи отчитались и по официальным данным по пострадавшим. В результате грузинской агрессии более 33 тыс. жителей Южной Осетии были вынуждены покинуть места постоянного проживания. Большинство из них – люди пожилого возраста, женщины и дети. По словам председателя СКП Александра Бастрыкина, факт геноцида осетинского народа полностью доказан. В войне погибли 67 российских военнослужащих.
Установлено, что общая численность грузинских вооруженных формирований при нападении на Южную Осетию составляла около 17 тыс. военнослужащих, в том числе до 2 тыс. резервистов. На вооружении группировки находились около 100 танков, 70 бронированных машин, 110 артиллерийских орудий и минометов, 30 систем залпового огня, 210 средств ПВО, девять боевых самолетов Су-25.
В СКП уверены, что вторжение в Южную Осетию было спланировано заблаговременно и организовано непосредственно высшим политическим и военным руководством Грузии. Начальник Генштаба Вооруженных сил РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын, выступавший в августе прошлого года, добавил: «По трофейным документам, которые получены Генеральным штабом РФ, подтверждено, что грузинская сторона готовила агрессию начиная с 2004 года».
Летом прошлого года Следственный комитет по факту грузинской агрессии возбудил уголовные дела по статьям 105 («Убийство двух и более лиц») и 357 («Геноцид») УК РФ. Тогда следствие рассматривало возможность расширения количества статей, по которым расследуют августовскую агрессию Грузии, с двух до шести.
В целом уголовное дело, возбужденное против руководства Грузии, составляет 380 томов. В связи со значительными объемами полученных материалов СКП решил продлить срок следствия по делу до 2010 года.
О ходе расследования событий августа 2008 года в Южной Осетии регулярно докладывается политическому руководству России.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ