Представители правозащитного общества «Мемориал*» считают, что расследованием убийства их коллеги Натальи Эстемировой должны заняться следователи из Москвы.
Сейчас у следствия никаких подвижек нет. Хотелось бы, чтобы следствие велось более интенсивно и более квалифицированно
По версии правозащитников, расследование преступления должны вести люди, не связанные с Кавказом.
«Сейчас у следствия никаких подвижек нет. Хотелось бы, чтобы следствие велось более интенсивно и более квалифицированно», – заявила «Интерфаксу» член совета «Мемориала», ветеран российского правозащитного движения Светлана Ганнушкина.
Последняя информация о деле была оглашена в конце июля. Тогда сообщалось, что следствие определило круг подозреваемых.
По словам высокопоставленного источника в силовых структурах Южного федерального округа, убийство Натальи Эстемировой будет обязательно раскрыто. «У нас просто нет другого выхода. Уже определен круг подозреваемых, которые отрабатываются в причастности к этому преступлению. Думаю, что в ближайшее время у нас будет результат», – пообещал представитель силового ведомства.
Кроме того, выяснились, что сотрудница «Мемориала» была убита на ингушской территории. «Мы располагаем данными, которые подтверждают, что Наталья Эстемирова была застрелена не на территории Чечни, а на территории Ингушетии», – сказал представитель силового ведомства.
Напомним, известная правозащитница была убита 15 июля. Ее тело с многочисленными огнестрельными ранениями обнаружили в 100 метрах от федеральной автомобильной дороги «Кавказ», вблизи села Гази-Юрт Назрановского района.
За несколько часов до убийства правозащитница была похищена в Грозном. Неизвестные напали на женщину около 8.30, как только она вышла из дома. Эстемирову посадили в белую автомашину ВАЗ-2107 и увезли в неизвестном направлении.
Следователи, которые прибыли на место обнаружения тела, отчитались, что «женщина скончалась от огнестрельных ранений в области головы и грудной клетки».
Прокуратурой Ингушетии по факту убийства было возбуждено уголовное дело по ст. 105 и 222 УК РФ («Убийство» и «Незаконный оборот оружия и боеприпасов»). С этим делом объединили и то, что было возбуждено по факту похищения Эстемировой – по п. п. «а, в» ч. 2 ст. 126 УК РФ.
Как заявил заместитель министра внутренних дел РФ Аркадий Еделев, правоохранительные органы располагают четырьмя версиями по факту убийства Натальи Эстемировой.
Первая связана с ее общественной деятельностью, на чем настаивают и коллеги убитой. Вторая – это провокация лидеров бандформирований с целью дискредитации руководства как субъекта Федерации (Чечни, Ингушетии), так и правоохранительных органов.
«Версия номер три – это грабеж и разбой. Женщина получала по международной линии гранты, валютные средства за исполнение некоторых поручений», – приводит слова Еделева «Интерфакс».
И на четвертом месте стоит бытовая версия, которую в «Мемориале» считают абсурдной.
«На допросе мне задавали самые общие вопросы, – рассказывает Ганнушкина. – Фактически то, что я рассказала следователю, я уже говорила журналистам раз 20. У меня не спросили, к примеру, номер компьютера, который был похищен у Наташи в день убийства. Вместо этого меня спрашивают о том, что я знаю о личной жизни Наташи. Разрабатывается эта версия, а должны разрабатываться все версии. Версия бытового убийства на почве каких-то страстей нам кажется просто абсурдной».
По мнению председателя правозащитного центра Олега Орлова, прямое отношение к делу имеет Рамзан Кадыров, который был недоволен высказываниями Эстемировой по поводу насаждения практики ношения платков женщинами в публичных местах. Рамзан Кадров отверг эти обвинения и пообещал подать на правозащитника в суд.
После убийства Эстемировой представительство «Мемориала» в Чечне приостановило работу, но правозащитный центр по-прежнему работает по проблемам прав человека в республике и собирает информацию о регионе.
«Когда истекут траурные дни, мы примем решение о новых формах нашей работы в Чечне. Полное прекращение деятельности означало бы предательство в отношении Наташиной памяти», – отметила Ганнушкина.
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента