Общество

19 августа 2009, 18:01

РФ и Украина возобновят совместный проект Ан-70

Фото: Михаил Стецовский/ВЗГЛЯД

Россия и Украина решили возобновить совместную работу по программе среднего военно-транспортного самолета Ан-70. Соответствующее соглашение подписали на проходящем в Жуковском международном авиационно-космическом салоне МАКС-2009 министр обороны России Анатолий Сердюков и и. о. министра обороны Украины Валерий Иващенко. Однако, как выяснила газета ВЗГЛЯД, у России могут возникнуть проблемы с серийным производством машины.

Соглашение, подписанное в среду на авиасалоне МАКС-2009 между Россией и Украиной, предусматривает не только возобновление совместной работы по созданию среднего военно-транспортного самолета Ан-70, но и возможность возобновления серийного производства тяжелых военно-транспортных самолетов Ан-124 «Руслан» на Воронежском авиапредприятии, передает «Интерфакс».

Самолет получился очень удачным: именно такой был необходим и ВВС СССР, и, конечно, ВВС РФ

«Минобороны России и Минобороны Украины подписали протокол о внесении изменений в действующее межправсоглашение о дальнейшем сотрудничестве в обеспечении создания совместного серийного производства и поставок в эксплуатацию самолета Ан-70 и транспортного самолета Ан-70Т», – сообщила пресс-служба Минобороны РФ.

Напомним историю вопроса. Самолет Ан-70 был задуман как замена парку средних военно-транспортных самолетов Ан-12 еще при СССР, в середине 1980-х годов. В первый полет машина поднялась в Киеве 16 декабря 1994 года. Для своего времени, как, впрочем, и теперь, это очень передовая машина. Ее европейский аналог – Airbus A400, – программа которого придвигается с большим трудом (самолет еще так и не взлетел), по аэродинамической схеме и конструкции во многом подобен детищу антоновской фирмы.

Основная изюминка совместного российско-украинского проекта – винтовентиляторная силовая установка, состоящая из четырех двигателей Д-27 разработки Запорожского машиноконструкторсккого бюро «Прогресс» (ЗМБ «Ивченко-Прогресс»). Сам вентилятор СВ-27, которым оснащаются эти моторы, разработан в подмосковном Ступине.

Попытки создания подобного рода силовых установок предпринимались различными двигателестроительными фирмами мира, но реально был осуществлен только этот проект.

Взлетная мощность силовой установки составляет 14 тыс. лошадиных сил. За счет очень высокой степени сжатия воздуха в компрессоре достигается хорошая экономичность (при максимальных взлетных весах часовой расход на четыре силовые установки 3,5–4 тонны).

Кроме того, Ан-70, как и многие самолеты, родившиеся на знаменитой киевской фирме, обладает уникальными взлетно-посадочными характеристиками, которые обеспечиваются за счет «эффекта поворота вектора тяги». Он возникает на крыле благодаря обдуву потоком от вентиляторов. За счет этого самолет имеет малый разбег (крутой взлет «по истребительному» – характерная особенность этой немаленькой машины) и небольшой пробег. Эти характеристики очень важны для военно-транспортной машины: чем они меньше, тем меньших размеров требуется взлетно-посадочная площадка.

В общем, самолет получился очень удачным: именно такой был необходим и ВВС СССР, и, конечно, ВВС РФ.

Важность этой машины для России подчеркивает тот факт, что все решения о выходе нашей страны из программы так никогда и не были оформлены официально

К сожалению, один из опытных экземпляров был потерян в 1995 году после столкновения с самолетом сопровождения, а в 2001-м второй опытный образец получил серьезные повреждения при отказе двигателя на взлете из аэропорта Омска. Все это задержало доводку машины. Не от хорошей жизни украинские авиастроители внесли «новаторские» изменения в стандартную методику испытаний: двигатели Д-27 доводились прямо на опытной машине.

Основной бедой самолета была низкая надежность «СНГ-шной» электроники, которой набит борт. Кстати, многочисленные отказы электроники отчасти стали причиной срыва «показательных выступлений» Ан-70, которые должны были выполнить роль финального этапа госиспытаний, на завершившихся недавно совместных с НАТО учениях Sea Breeze 2009.

К тому же в принципе хороший самолет вышел крайне дорогим. Поначалу российские ВВС решили закупить 160 Ан-70, но потом отменили заказ: цена самолета оказалась в два раза выше, чем у российского аналога – Ил-76МФ.

Тем не менее в машину, на 80% созданную из российских комплектующих, были вложены деньги, и немалые: около 300 млн долларов на момент принятия первого решения о приостановке участия нашей страны в программе, принятом в 2004 году.

Окончательное решение о прекращении участия в разработке Ан-70 последовало в 2006-м, вслед за очередным охлаждением российско-украинских отношений.

#{weapon}

Среди претензий российской стороны к самолету наиболее странной для стороны-разработчика являлось утверждение об отсутствии необходимости в самолете такого класса. В частности Владимир Михайлов, тогда исполнявший обязанности главкома ВВС, высказал мнение, что «такой самолет не нужен России вообще». Официальные лица утверждали, что самолет, изначально задумывавший как транспортник среднего класса, в процессе конструирования перешел в иную – тяжелую – весовую категорию.

Впрочем, последнее утверждение справедливо и для Ил-76МФ: в процессе модернизации самолет сильно «потяжелел». К слову, потяжелела и техника, перевозимая этими самолетами. Но главком, как и другие российские военные, явно лукавил: такой самолет иметь очень хотелось. При схожести в характеристиках дальности и грузоподъемности, Ил-76 не обладает теми уникальными взлетно-посадочными характеристиками, какие имеет Ан-70. Такой самолет весьма пригодился бы: пусть не как основной военно-транспортный, но как самолет для спецподразделений, способный сесть и взлететь «с пятачка». Да и денег, вложенных в проект, было откровенно жалко. Важность этой машины для России подчеркивает и тот факт, что все решения о выходе нашей страны из программы так никогда и не были оформлены официально.

Тем временем, потерпев фиаско с предложением Ан-70 странам НАТО вместо безнадежно увязшего А400М, Киев принял решение закупить пять машин для нужд своих ВВС. По оценке специалистов АНТК им. Антонова, при нынешнем уровне госфинансирования первый серийный самолет украинские летчики получат не ранее 2012 года. Как сообщал ранее генеральный конструктор АНТК Дмитрий Кива, на завершение работ по программе Ан-70 требуется порядка 120 млн долларов, и эти работы могут быть завершены в 2010 году.

Между тем встает вопрос о том, где будет осуществляться серийное производство Ан-70, если дело дойдет до этого. Для украинской стороны – это киевское предприятие «Авиант» – давняя вотчина АНТК. В России машины для ВТА выпускались на двух заводах: в Ульяновске («Авиастар-СП») и Воронеже (ВАСО). Кстати, на Ульяновском авиазаводе выпускался крупнейший в мире военно-транспортный самолет Ан-124, решение о возобновлении производства которого с 2013 года также принято в среду.

Но в Ульяновск теперь перенесено производство Ил-76, с освоением которого не справился Воронеж, кроме того, там будут строить и «Русланы». А ранее Алексей Федоров, президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», заявил, что специализацией ВАСО станет сборка Ан-148 (четыре машины в 2009 году) и легкого военно-транспортного Ил-112 (планируется запустить в серию в 2011-м).

Формально остаются предприятия на Дальнем Востоке, но на них не строят самолетов такой размерности. Есть авиазавод в Казани, но его состояние вызывает определенные опасения: предприятие едва справляется с выпуском лайнеров семейства Ту-214. Теоретически есть надежда и на ташкентское производственное объединение им. Чкалова, но лишь в том случае, если удастся договориться с руководством Узбекистана: иначе, и без того недешевый самолет станет просто золотым.

А значит, хватит ли у отечественного авиапрома мощностей даже для ограниченного производства еще одной, пусть и нужной машины – вопрос открытый.

Текст: Геннадий Нечаев

Вам может быть интересно

В Тбилиси начались аресты противников закона об иноагентах
Темы дня

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозные проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Запад ради воровства вступил в конфликт с миллионами российских избирателей

В ЕС обсуждается вопрос непризнания результатов президентских выборов в России 2024 года в ситуации, когда сами россияне сочли их легитимными. Тем самым Запад не только открыто игнорирует избирательные права граждан РФ, но и создает предпосылки для кражи российских активов, считают эксперты.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Выжившая в Доме профсоюзов в Одессе рассказала о пытках в «коридоре позора»

Новости

Эксперт оценил роль Коломойского, Турчинова и Авакова в трагедии 2 мая в Одессе

Многие украинские политики использовали трагедию 2 мая в Одессе для того, чтобы укрепить свои позиции во власти, а некоторые вскоре и вовсе пошли на повышение. Об этом газете ВЗГЛЯД сказал политолог Владимир Скачко. Ранее глава движения «Другая Украина» Виктор Медведчук назвал виновных в поджоге Дома профсоюзов в Одессе.

Bloomberg: Возвращение релокантов ускоряет рост экономики России

Российская экономика ускоряет рост по мере возвращения уехавших из страны после начала СВО россиян, сообщает Bloomberg.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

Дуров рассказал о своих украинских корнях

Основатель Telegram Павел Дуров рассказал о своем интересе к украинскому языку, который возник еще в подростковом возрасте.

Минобороны показало уничтожение опорника ВСУ из танка прямой наводкой (ВИДЕО)

Российское военное ведомство опубликовало видео, на котором танкисты 68 армейского корпуса уничтожили опорный пункт ВСУ прямой наводкой.

В Киеве сообщили об ударах по складам ВСУ с ракетами Storm Shadow

На Украине зафиксированы удары по складам с дальнобойными западными ракетами Storm Shadow, об этом сообщила экс-нардеп Анна Гопко.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

На Западе назвали возможные действий России в случае изъятия активов

Россия может конфисковать активы иностранных инвесторов, хранящиеся на специальных счетах типа C, в ответ на заморозку западными странами российских активов, сообщили СМИ со ссылкой на экспертов.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

В разведке США предположили скорый прорыв ВС России в районе Харькова

Россия добивается прогресса на поле боя с возможностью тактических прорывов на линии фронта в районе Донецка и Харькова, заявила директор Национальной разведки США Эврил Хейнс на слушаниях в комитете по делам вооруженных сил Сената Конгресса США.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?