Кризис заставляет россиян пересматривать стандарты потребления, сообщил в среду журналистам руководитель департамента потребительского рынка и услуг Москвы Владимир Малышков, передает «Интерфакс».
Те, кто раньше заказывал «Дедушку Хо», теперь просят принести «Столичную
В частности, по его словам, отмечается резкое падение спроса в столице на услуги предприятий бытового обслуживания.
«Люди стали меньше обращаться к услугам химчисток и прачечных. Так, в декабре 2008 года спрос на услуги этих предприятий упал на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года», – сказал Малышков.
При этом, по словам чиновника, стоимость бытовых услуг может увеличиваться и дальше, так как многие моющие средства и запчасти к оборудованию закупаются за рубежом.
По его мнению, «надо как можно больше заниматься импортозамещением, например, производить те же самые чистящие средства, оборудование».
В то же время, отметил Малышков, во многих ресторанах города посетители, раньше заказывавшие дорогой алкоголь, все чаще предпочитают водку.
«В хорошем ресторане бутылка Hennesey X. O., как я называю его, «Дедушка Хо», стоит более тысячи долларов. Те, кто раньше заказывал «Дедушку Хо», теперь просят принести «Столичную». Все равно результат один и тот же», – сказал чиновник.
При этом водка, по словам Малышкова, в скором времени упадет в цене.
«Объем производства водки уменьшается, и цены на нее будут уменьшаться», – сказал он.
Обратная ситуация ожидается с ценами на импортный алкоголь, которые будут постепенно повышаться из-за снижения курса рубля, как и цена всех импортируемых товаров.
«Пока допродают по старой цене, а новые закупки пойдут уже по повышенным ценам, – сказал Малышков. – Хотя находятся те, кто умудряется старые партии продавать по завышенным ценам».
«Все, что покупается по импорту, дорожать будет», – подчеркнул Малышков.
Пообедать в столовой можно будет за 40–60 рублей, а люди побогаче смогут заказать обед за 100 рублей
По его мнению, повышенным спросом в столичных ресторанах пользуются не только недорогие напитки, но и продукты питания, и этот спрос уже отражается на предложениях рестораторов. Так, целый ряд ресторанов может превратиться в столовые с соответствующим «антикризисным меню», ценами и технологией готовки.
«Пообедать в такой столовой можно будет за 40–60 рублей, а люди побогаче смогут заказать обед за 100 рублей. Процесс преобразования сейчас уже начинается, столовые будут работать под вывеской ресторанов, но ассортимент их блюд и услуг будет проще», – отметил чиновник.
«Этот процесс начинается, но никто из владельцев ресторанов признаваться не хочет. Необязательно уху делать из стерляди. Можно и попроще рыбку использовать», – сказал Малышков.
Впрочем, если говорить о посетителях дорогих ресторанов, то некоторые представители ресторанного бизнеса придерживаются несколько иного мнения относительно их предпочтений.
«Честно говоря, пока не приходится наблюдать падения спроса на импортный алкоголь, – рассказал газете ВЗГЛЯД бар-менеджер одного из столичных ресторанов премиум-класса Тимур Мухамедеев. – Практика показывает, что люди, которые регулярно покупали коньяк по тысяче и более долларов за бутылку, продолжают это делать, несмотря ни на какой кризис. На водку могут перейти те, кто позволял себе поход в дорогой ресторан от случая к случаю, кто каждый раз копил, чтобы заплатить за возможность оказаться в статусном заведении. В целом же, должен отметить, в дорогих ресторанах не принято пить водку, если посетители и берут крепкий алкоголь, то обычно это коньяк или виски. Водку заказывают обычно в более дешевых заведениях».
Впрочем, если говорить об основной массе российских граждан, то на их потреблении кризис отразился весьма ощутимо. Так, согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), реакцией большинства жителей России на рост цен стала замена дорогих продуктов и товаров их более дешевыми аналогами (ее практикуют 32% опрошенных) или отказ от некоторых продуктов и товаров вообще (31%).
По данным ВЦИОМ, жители крупных и средних городов и россияне в возрасте от 45 лет чаще остальных сообщают, что инфляция заставила их отказаться от употребления дорогих товаров и продуктов (34–39%). Жители средних городов, малообеспеченные и пенсионеры отказались от покупки некоторых товаров и продуктов вообще (35%, 45% и 45% соответственно), а жители крупных городов и 18–24-летние ищут возможности подработать (31% и 33% соответственно). Москвичи и петербуржцы, а также пенсионеры чаще «проедают» ранее сделанные накопления (19% и 15% соответственно).