Уголовный суд Бангкока на заседании в понедельник продлил на 12 дней срок задержания самолета Ил-76, который приземлился в Таиланде с грузом оружия, и его экипажа, сообщает РИА «Новости».
Я полагаю, что Казахстан примет все меры, чтобы доказать невиновность наших граждан и вернуть их на родину
Члены экипажа будут содержаться в бангкокской центральной тюрьме Клонг Прем. Им предъявлены обвинения в незаконном хранении оружия, сообщении ложной информации о характере груза и попытке нелегально провезти оружие через территорию Таиланда.
Вице-премьер правительства страны Сутеп Таунгсубан заявил, что Ил-76 попросил разрешения на дозаправку в аэропорту Бангкока, после чего местные инспекторы обнаружили на его борту стрелковое оружие, взрывчатку, гранатометы и даже ракеты. Общий вес оружия составил 35 тонн. По словам Таунгсубана, члены экипажа пытались дезинформировать власти Таиланда, сказав, что перевозят оборудование для бурения нефтяных скважин.
Напомним, накануне премьер Тайланда Абхисит Веджаджива обвинил летчиков в двух преступлениях. «Они совершили два преступления: первое, что не сообщили инспекторам об оружии на борту, второе, что они это оружие перевозили», − сказал Веджаджива.
По данным ИТАР-ТАСС, в состав экипажа входят четверо гражданин Казахстана: Александр Зрыбнев, Виктор Абдуллаев, Виталий Шумков, Ильяс Исаков − и гражданин Белоруссии Михаил Петухов.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, самолет, запросивший разрешения на посадку в аэропорту Дон Мыанг в Бангкоке для дозаправки, следовал из Пхеньяна. О том, куда он направлялся, информация поступает противоречивая. По неофициальным данным властей Таиланда, местом посадки должна была стать одна из стран Южной Азии, возможно, Пакистан. Газета Bangkok Post сообщает, что груз предназначался для Шри-Ланки и Ближнего Востока. «Экипаж признал, что груз на борту их самолета, который при досмотре оказался крупной партией оружия, должен был быть частично разгружен в аэропорту Шри-Ланки, а остальное предназначалось для Ближнего Востока, сообщают следователи», – пишет газета. По данным издания, члены экипажа, которых допрашивали в полиции в течение шести часов в воскресенье, отказались назвать продавца и покупателей оружия в Шри-Ланке и на Ближнем Востоке, а также страну Ближнего Востока, где собирались разгружать самолет.
«Полицейский источник сообщил, что подозреваемые планировали разгрузить самолет на обратном пути на Украину», – пишет газета.
13 декабря руководитель Единой транспортной администрации Грузии Георгий Бокучава сообщил журналистам, что самолет числится в реестре одной из грузинских авиакомпаний, которая передала его в лизинг украинской авиакомпании.
«Этот самолет числится в реестре одной из грузинских авиакомпаний, однако был арендован украинской компанией, которая осуществляет перевозку грузов подобного типа», – сказал Бокучава.
В понедельник на брифинге в Астане председатель комитета гражданской авиации министерства транспорта и коммуникаций Казахстана Радильбек Адимолда сообщил, что до октября этого года самолет числился в реестре Казахстана.
«Мы по своей линии проверили: самолет принадлежит Грузии, ранее состоял в реестре Казахстана, но 7 октября 2009 года был продан грузинской авиакомпании и выведен из реестра Казахстана», – сообщил Адимолда.
Он уточнил, что члены экипажа задержанного судна имеют казахстанское гражданство. «Экипаж – наш», – признал Адимолда.
«Я полагаю, что Казахстан примет все меры, чтобы доказать невиновность наших граждан и вернуть их на родину», – заверил представитель минтранса.
При этом Адимолда не исключил, что летчики могли «не знать, что на борту был военный груз». По его словам, в декларации было указано, что самолет перевозит нефтяное оборудование.
По данным BBC, один из подозреваемых заявил властям, что в Северную Корею самолет вылетел из России, а груз был доставлен на борт в Пхеньяне. Однако ранее тайское агентство ТНА сообщило, что командир изложил маршрут судна. По его словам, борт вылетел с Украины в Пхеньян, затем должен был совершить две дозаправки: в Бангкоке и на Шри-Ланке, – а затем снова прибыть на Украину.
Напомним, это не первый за последнее время скандал, связанный с поставками оружия, в котором фигурирует Украина. Схожий инцидент произошел в Африке в июне. В нигерийском аэропорту Кано совершил аварийную посадку транспортный самолет АН-12 с украинским экипажем. Местные спецслужбы обнаружили на борту судна 18 ящиков с минами, предназначавшимися для Экваториальной Гвинеи. Самолет был задержан. Генеральный директор авиакомпании «Меридиан» Николай Миняйло заявил, что оснований для этого не было, поскольку все необходимые разрешения были получены. В Укрспецэкспорте заявили, что груз не имеет отношения ни к этой организации, ни к ее дочерним предприятиям, а украинские депутаты в связи с этим обвинили президента страны Виктора Ющенко в том, что тот осуществляет патронат над «выстроенной коррупционной системой незаконной торговли оружием».
На следующий день после задержания нигерийские полицейские заявили, что получателями оружия должны были стать повстанцы в дельте Нигера, которые давно ведут борьбу с центральным правительством, прибегая к крайним мерам вроде похищения людей. Если подозрения в поставке оружия боевикам подтвердятся, семи захваченным членам экипажа грозит в лучшем случае пожизненное заключение в нигерийской тюрьме.