Организатором выставки-форума, которая 27 января стартовала в ЦВК «Экспоцентр», является Минпромторг России. Заявленная цель проведения – презентация проектов, демонстрация достижений организаций российского ОПК и содействие продвижению их продукции на международный рынок.
Российским предприятиям вполне по силам создать прекрасный планер под любой беспилотник, но проблема с материалами
Как сообщает пресс-служба форума «Беспилотные многоцелевые комплексы – 2009», в нем принимают участие 45 компаний: 43 российские и две зарубежные – из Нидерландов и Швеции. Продукцию военного назначения продемонстрируют шесть предприятий – они представят 15 экспонатов, в том числе пять натурных образцов.
Как неоднократно писала газета ВЗГЛЯД, положение в области беспилотных разведывательных и ударных систем в нашей стране сложилось довольно острое: Россия отстает в этой области от большинства передовых стран, и с каждым годом разрыв только увеличивается.
Причин тому несколько. С одной стороны, сказывается общее отставание России в области производства современных электронных компонентов, с другой – мешает консерватизм военных, категорически противящихся применению в предназначенных для них изделиях комплектующих импортного производства.
Не последнюю роль играет и неопределенность места беспилотных разведчиков в организационной штатной структуре Вооруженных сил. До сих пор военные не могут решить: кому будут подчиняться подразделения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) – командованию армейской авиации или наземных войск? Какое звено станет ими управлять – командование дивизии/бригады или полка? Должны ли они действовать в составе отдельных подразделений или входить в состав общевойсковых частей? Без однозначных ответов на эти вопросы эффективное использование комплексов беспилотной разведки, равно как и подготовка квалифицированных кадров для них, не представляется возможными.
В результате комплексы беспилотной разведки, в весьма ограниченных количествах поступающие на вооружение российской армии, практически по всем параметрам уступают аналогичным зарубежным образцам. Вероятно, поэтому закупки беспилотных комплексов ведутся малыми партиями.
Директор программ по беспилотным комплексам концерна «Вега» Аркадий Сыроежко сообщил РИА «Новости», что до 2011 года Минобороны получит три беспилотных разведывательных комплекса «Типчак». Кроме того, в 2009 году на вооружение поступит один комплекс «Строй-ПД» (из госзаказа прошлых лет).
Но этого, очевидно, недостаточно. В ситуации, когда новейший из состоящих на вооружении комплексов разработан 20 лет назад и имеет соответствующие характеристики, закупки за рубежом кажутся естественным выходом.
Напомним, первый экземпляр комплекса воздушной разведки с дистанционно-пилотируемым летательным аппаратом был принят на вооружение российской армией в конце 2008 года. Он был разработан ОАО «Конструкторское бюро «Луч». Несмотря на то что работа над комплексом началась еще в 1980-е годы, первый этап государственных испытаний он прошел лишь в 2006–2007 годах, рассказал Аркадий Сыроежко.
Ранее в СМИ неоднократно появлялись сообщения о том, что по вопросам закупок образцов беспилотников Россия ведет переговоры с израильскими компаниями, продукция которых нашла признание во многих странах мира. Несмотря на то что израильтяне хранили молчание (их обычная позиция, когда речь идет о подобного рода сделках), а представители Министерства обороны (МО) РФ в разное время то решительно опровергали «слухи», то «не исключали возможности», источники газеты ВЗГЛЯД в ОПК в один голос утверждали – двухсторонние консультации ведутся, причем активно.
Во вторник эта информация получила официальное подтверждение, хотя окончательное решение еще не принято. «Сегодня решается вопрос о возможной закупке в Израиле партии беспилотников на сумму 100 млн долларов», – приводит РИА «Новости» слова анонимного источника в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству. Очевидно, что, прежде чем такое решение будет принято, израильтяне неизбежно должны проконсультироваться с США. Как известно, американцы резко реагируют в ситуациях, когда третьи страны без их одобрения продают оружие или технику двойного назначения, в которой используются американские лицензии и технологии. Если сделка состоится, то на указанную сумму российские военные смогут приобрести 6–8 комплексов беспилотной разведки типа Elbit Hermes-450, к которым военные, по сведениям источников газеты ВЗГЛЯД, проявляют наибольший интерес.
Однако наилучшим выходом для преодоления отставания России в области беспилотных систем представляется многосторонний подход к проблеме БПЛА. Существующих сегодня комплексов достаточно для разного рода экспериментов, направленных как на совершенствование самих аппаратов, так и на определение их наилучшего места в структуре вооруженных сил. Закупка лучших образцов беспилотников за рубежом позволит изучить современные тенденции в этой области, накопить опыт их эксплуатации. Следующим логическим шагом стало бы приобретение лицензий на отдельные узлы и агрегаты БПЛА, разработка которых в России нецелесообразна по экономическим причинам и с учетом длительного времени, необходимого на разработку отечественных аналогов.
Параллельно необходимо решить вопрос о производстве современных электронных компонентов в нашей стране (пока по лицензии), тем более что многие отечественные предприятия при соответствующих вложениях освоить такое производство вполне могут. Это необходимо сделать хотя бы потому, что сегодня отечественная электроника – один из главных факторов, тормозящих процесс развития российских высокотехнологичных вооружений.
Одновременно следует продолжать работы над отечественными БПЛА. Российским предприятиям вполне по силам создать прекрасный планер под любой беспилотник, но проблема с материалами: современные композиты, из которых во всем мире изготавливаются БПЛА, из-за деградации сложных химических производств выпускаются в нетоварных количествах или не выпускаются вовсе.
Еще одно препятствие – отсутствие налаженного производства маломощных двигателей для беспилотников: поршневых и реактивных. Во времена СССР в них не видели необходимости, а после его распада в освоении не было смысла из-за отсутствия рынка сбыта. В последнее время тут намечаются некоторые положительные тенденции, однако касаются они в основном силовых установок для беспилотников среднего и тяжелого классов. Для легких аппаратов моторы закупаются в основном за рубежом, благо выпускают их, как правило, гражданские компании.
Только решительное изменение положения со снабжением комплектующими (путем допуска на военные аппараты деталей иностранного производства и/или производство по лицензии) плюс четкое понимание МО, для решения какого круга задач и на каком уровне ему требуются БПЛА (сформулированное в виде техзадания), позволят России создать действительно современный комплекс беспилотной разведки. Тем более что удачные образцы в нашей стране существуют и даже поставляются за рубеж (например, в Таджикистан, также, по некоторым сведениям, готовятся контракты с ближневосточными государствами), а также тем структурам, для которых наличие импортных компонентов не столь критично (МВД, МЧС, погранвойска, коммерческие структуры). То есть российский авиапром способен создать конкурентоспособный БПЛА любого уровня сложности, вопрос лишь в том, из чего создать.