Сразу по окончании операции по принуждению Грузии к миру президент России Дмитрий Медведев внес изменения в положения о государственных наградах.
Крест Святого Георгия – это явный религиозный символ, символ христианства. И герою-мусульманину получать его не очень приятно
Если раньше орденом святого Георгия и Георгиевским крестом военнослужащие награждались за «подвиги и отличия в боях по защите Отечества при нападении внешнего противника», то теперь их будут вручать и за военные подвиги «на территориях других государств при поддержании или восстановлении международного мира и безопасности». Таким образом, президент разрешил отметить самыми почетными наградами российских военнослужащих, проявивших героизм в зоне грузино-осетинского конфликта.
Напомним, орден Святого Георгия на данный момент является высшей военной наградой России, он вручается старшим и высшим офицерам, а знак отличия - Георгиевский Крест - другим категориям военнослужащих.
Однако не все согласны с существованием таких наград. Во вторник против Георгиевского креста выступили петербургские мусульмане, члены крупной религиозной организации «Аль-Фатх», существующей в городе на Неве с 1993 года. Они считают, что человеку, исповедующему ислам, получать за свой подвиг христианский крест – некорректно. Поэтому они выступают за введение особых воинских наград для солдат-мусульман.
«Орден Славы, Орден мужества, Орден труда – это мы понимаем, это прекрасные награды, и всем понятно, за что награждают – за мужество, за труд, - пояснил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД заместитель председателя «Аль-Фатх» Джамалиддин Махмутов. - А крест Святого Георгия – это явный религиозный символ, символ христианства. И герою-мусульманину получать его, наверное, не очень приятно. Недавно по телевидению показывали кадры, как президент Медведев после событий в Южной Осетии награждал солдат в военном госпитале Георгиевскими крестами. Мусульмане потом звонили нам и высказывали свое недовольство тем, что вручали кресты».
По словам Махмутова, до конца сентября петербургские мусульмане отправят в администрацию президента России письмо с ходатайством о введении специальных исламских наград.
Ожидается, что помимо членов религиозной организации письмо подпишут известные и заслуженные мусульманские деятели Северной столицы, ветераны.
В «Аль-Фатх» надеются, что помощники президента уделят должное внимание поставленной проблеме и найдут из нее какой-то выход. Джамалиддин Махмутов видит, по крайней мере, два решения: «В Конституции декларируется, что равное отношение в стране должно быть ко всем. То есть нужно либо учредить дополнительные награды для солдат – представителей разных конфессий – мусульман, буддистов, иудеев и т.д., либо отказываться от христианских крестов. Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство. И нельзя не учитывать, что в стране проживает 25 миллионов мусульман, большое количество иудеев и так далее. Я знаю, что до революции, когда существовала так называемая Дикая дивизия, состоящая из воинов-мусульман, вводились специальные награды для иноверцев».
Известный петербургский историк, член Академии военно-исторических наук и президент Ассоциации историков блокады и битвы за Ленинград Юрий Колосов рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, что идея вводить отдельные награды по религиозному признаку ему не нравится: «Во время Великой Отечественной войны у нас не было никакого деления по национальному признаку. При этом к татарам, мусульманам относились очень хорошо, на Ленинградском фронте, например, издавались газеты на татарском языке. За участие в боях за Ленинград две девушки-татарки стали героями Советского Союза.
Я считаю, что в войсках нельзя вводить религиозный принцип. Это не армейское дело. Признаюсь, я и к идее освящать военные корабли отношусь отрицательно – ведь на них служат не только православные. Что касается Георгиевского креста, то это очень старая и уважаемая награда в армии, так уж исторически сложилось. А вводить какие-то отдельные награды мусульманам, делить людей по национальному, по религиозному признакам - очень вредно. От этого – все беды».
Председатель отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской митрополии Русской православной церкви протоиерей Александр Ганьжин к идее ввести мусульманские награды также отнесся скептически.
«Государство учредило награды, одинаковые для всех. Это же не награда Русской православной церкви, а государственная награда. Так на что тогда обижаться? До революции, при царе, почему-то никто не обижался, что им вручают Святого Георгия, носили его с гордостью».
Отметим, что по данным свободной энциклопедии Википедия, Дикая дивизия (Кавказская туземная конная дивизия), об опыте которой вспоминал представитель мусульманской организации «Аль-Фатх», до революции состояла из добровольцев-мусульман, уроженцев Кавказа и Закавказья.
На наградах, которые вручались царским правительством ее солдатам, действительно изображения христианских святых (святого Георгия, cвятого Владимира, святой Анны) было решено заменить государственным гербом Российской Империи — двуглавым орлом. Однако вскоре горцы потребовали вернуть им награды Георгия, которого называли уважительно «джигитом», а герб с презрением именовали «птичкой». И правительство пошло им навстречу.