О том, что Дагестан готов помочь практически стертой с лица земли Южной Осетии, стало понятно с первых дней военного конфликта.
«Уже 8 августа почти 1,5 тыс. добровольцев выразили готовность отправиться в Осетию, – рассказал газете ВЗГЛЯД высокопоставленный источник в Махачкале. – В администрации столицы республики был создан штаб ополчения. Сейчас там идет запись добровольцев, выразивших желание принять участие в защите народа Южной Осетии».
В первую очередь в зону конфликта будут отправлять людей, уже державших в руках оружие, – воевавших в Афганистане и других горячих точках.
«Разделяя боль и озабоченность наших граждан в связи с последними событиями на Кавказе, я от имени всех махачкалинцев выражаю возмущение против агрессивных и варварских действий грузинской стороны», – цитирует «Интерфакс» мэра Махачкалы Саида Амирова.
В ходе правительственного совещания, которое в понедельник прошло в Махачкале, стало ясно, что в настоящее время республика готова принять около 400 беженцев из Южной Осетии. Дагестанский центр медицины катастрофы и станция переливания крови включились в программу донорской помощи.
Но такая однозначная позиция Махачкалы понравилась не всем. Чтобы дестабилизировать ситуацию в республике, туда, по данным ФСБ РФ, было переброшено 12 наемников-боевиков.
По словам директора ФСБ России Александра Бортникова, в настоящее время силовики «отрабатывают эту группу совместно с партнерами из стран СНГ». Кроме того, в связи с обострением ситуации на Северном Кавказе глава службы безопасности распорядился усилить деятельность ведомства в Южном федеральном округе.
Как сообщили газете ВЗГЛЯД в прокуратуре Дагестана, ситуация в республике остается спокойной. О судьбе боевиков в ведомстве пока ничего не знают.
В то же время, по мнению военных экспертов, о стабильности говорить рано.
«Ситуация в Дагестане способна обостриться в любую секунду. Даже вне зависимости от положения в Южной Осетии, – рассказал газете ВЗГЛЯД заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. – Эти конфликты слабо связаны между собой, у них разная природа: в Южной Осетии имеет место национальный конфликт, а в Дагестане, скорее, религиозный, усугубленный местной коррупцией. Однако на общем фоне ситуация накаляется».
По мнению эксперта, в активной фазе Грузия сможет продержаться еще не более двух недель – не хватит вооружения, объясняет Храмчихин. А на восполнение потерь потребуется не один месяц.
«Другое дело, что сам конфликт никуда не денется, он останется, причем в еще более обостренной форме. И если раньше Грузия была нам государством недружественным, то теперь это прямой враг», – подытожил эксперт.