В среду стало известно, что в городских больницах Петербурга не хватает крайне важного для проведения операций препарата – атропина. Без него очень сложно сделать общий наркоз и анестезию. В противном случае значительно возрастает риск остановки сердца во время операции. Нельзя сказать, что препарата в медучреждениях нет совсем, но его запасы стремительно сокращаются, а новые партии не приходят.
Врачам придется отменять хирургические операции или идти на риск, заменив общий наркоз местным
Городской комитет по здравоохранению обратился за помощью к губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко. Глава города уже обратилась в Минздравсоцразвития с просьбой решить эту проблему, сообщает «Интерфакс».
«Не нужно драматизировать ситуацию, она регулируемая, – заверила корреспондента газеты ВЗГЛЯД пресс-секретарь комитета по здравоохранению Петербурга Евгения Семенова. – Да, количество атропина в городе ограниченно. Но у наших учреждений еще есть определенные резервы, запасы, которых хватит на месяц-два точно. Хотя проблема существует. Поэтому председатель комитета по здравоохранению и написал письмо в Минздравсоцразвития, а также поставил в известность губернатора, после чего Валентина Матвиенко еще и по своим каналам попросила разобраться в этом вопросе правительственных чиновников. Мы надеемся, что проблема разрешится на федеральном уровне в ближайшие дни».
Представитель комитета по здравоохранению Петербурга назвала и причины сложившейся ситуации. По словам Семеновой, в России действует только один завод, выпускающий атропин. И недавно стало известно, что он прекратил производство препарата. Название предприятия она назвать затруднилась.
По сведениям Тверской государственной телерадиокомпании, это завод «Дальхимфарм». Предприятие расположено в Хабаровске. На одном из медицинских форумов в Интернете даже объяснены причины недопоставки: «Сырье-то есть, но кончилась лицензия на работу с ним, и с ее продлением возникли сложности…»
Есть и другая версия исчезновения препарата – в последнее время его поставляли в Россию с Украины. И, возможно, сбои пошли по каким-то политическим причинам. Еще несколько препаратов, аналогичных по действию атропину, в которых сейчас также ощущается недостаток, имеют проблемы с лицензиями: они либо истекли, либо, наоборот, были получены совсем недавно и не успели вступить в действие. Помимо атропина, некоторым российским больницам не хватает адреналина, норадреналина, допамина, добутамина и эфедрина.
«Санкт-Петербург не единственный город, который оказался в сложной ситуации, – продолжает Евгения Семенова. – И в других регионах наблюдаются перебои с поставками. В Москве, судя по публикациям в прессе, помимо атропина не хватает еще каких-то препаратов».
Проблемы с атропином существуют также в Иркутске, Новосибирске, Твери. В некоторых регионах врачи сейчас, наоборот, вынуждены успокаивать население. В Свердловской области запасов препаратов для наркоза хватит как минимум на год, утверждает источник в правительстве области.
О сложной ситуации с поставками лекарств в Москве столичные медики знают уже давно. В марте об этом говорил главный анестезиолог столицы Евгений Евдокимов. Потом эту проблему пытался решить вице-президент Всероссийской федерации анестезиологов Армен Бунатян, но в соответствующих министерствах и ведомствах ему признались, что сами разобраться не в состоянии.
Месяц назад тверские врачи заявляли о том, что из-за отсутствия атропина, возможно, придется отменять плановые операции. Вместо 100 коробок с препаратом в областную больницу в марте поступило лишь 30.
Тяжело говорить о том, что будет, если препараты так и не начнут поступать в больницы. Все надеются, что чиновники договорятся и решат проблему. Но, если предположить, что в ближайший месяц-два поставки не возобновятся, последствия могут быть самые плачевные. Врачам придется отменять хирургические операции или идти на риск, заменив общий наркоз местным.