Исходя из правительственных данных на декабрь 2006 года, Счетная палата США в марте сообщила, что закупка единых ударных истребителей (Joint Strike Fighter) F-35 Lightning II в намеченных объемах (2460 единиц, из них 1763 – для ВВС, а остальные для авиации КМП и ВМФ) обойдется в 300 млрд долларов. Еще 650 млрд потребуется на текущий ремонт и прочие эксплуатационные расходы.
Вентилятор первого варианта самолета F-35B сильно перегревается и «грохочет как чертова мельница
Кроме того, палата выяснила, что общая стоимость программы возросла на 38 млрд долларов по сравнению с первоначальной, что главным образом связанно с отставанием от графика и изначально заниженной стоимостью самолета. Предполагается, что в ближайшее время американские власти примут решение относительно снижения расходов по программе JFS – путем либо сокращения объема закупок, либо удешевления стоимости F-35. Последней цели предполагается достичь, отказавшись от установки на серийные самолеты некоторых дорогостоящих систем и вооружений.
Как и ожидалось, по результатам обсуждения не было принято никакого официального заявления, касающегося полного объема закупок. Как заявил в интервью Washington Post анонимный источник в Пентагоне, обычно на подобных заседаниях официальных деклараций не принимается, но они, как правило, предшествуют принятию политических решений.
Единственным известным результатом встречи стало предложение о включении в оборонный бюджет 2008 года 6,73 млрд долларов на постройку 12 предсерийных истребителей и закупку необходимых материалов для еще 16 самолетов, производство которых запланировано в 2009 году. Часть финансирования пойдет на продолжение летных испытаний и прочие НИОКР, связанные с программой JSF.
Как считает вице-адмирал Дэвид Венлет, возглавляющий командование авиационных систем ВМС (Naval Air Systems Command), скорее всего, Пентагон примет решение упростить конструкцию самолета, сохранив при этом запланированный объем производства. Свое мнение он изложил в интервью американскому порталу Military.com. С точки зрения Венлета, подобные корректировки – нормальный процесс в развитии любой оборонной программы. Любопытно, что говорит об этом именно флотский начальник, тогда как официальные представители ВВС и Корпуса морской пехоты от комментариев воздерживаются. Тому есть причина: Венлету приходится оправдываться и за флот, и за КМП.
Дело в том, что компания Lockheed Martin, согласно условиям тендера, проектирует сразу три варианта JSF. Первая версия называется F-35A – самолет для ВВС США, самая технологически простая и, соответственно, облегченная версия самолета. F-35B – самолет для Корпуса морской пехоты США, Королевского флота и Королевских ВВС Великобритании. Главная отличительная черта – возможность укороченного взлета и вертикальной посадки. Единственная модель в линейке, не имеющая встроенной пушки. И наконец, F-35C – самолет для ВМС США. Вариант имеет увеличенную площадь крыльев и хвостового оперения, позволяющего маневрировать на небольших скоростях при полетах с авианосцев. Крыло большего размера позволяет также увеличить полезную нагрузку. Добавлен посадочный крюк. По сравнению с F-18 F-35C будет иметь вдвое больший боевой радиус действия.
Первоначально планировалось, что степень унификации между всеми вариантами составит 70–90%, однако флот выдвинул к «своей» версии ряд новых требований (включая новое крыло и увеличенный радиус действия), что и привело к удорожанию всей программы.
Так, для палубного самолета пришлось заново разработать силовые элементы крыла, конструкция которых значительно отличается от базового варианта. Кроме того, по мнению Military.com, Lockheed Martin испытывает определенные сложности с производством важных титановых деталей крыла и фюзеляжа. Фактически F-35C пришлось на 50% сконструировать заново. Собственно, показной оптимизм адмирала и является ответом на волну обвинений в затягивании программы, которые все чаще раздаются в адрес ВМФ США.
Значительные проблемы фирма испытывает и с доводкой варианта F-35B, оснащенного системой укороченного взлета/вертикальной посадки (STOVL). Самолет оснащен двигателем F119-611 с дополнительной системой – размещенным в фюзеляже вентилятором, который создает вертикальную тягу.
Эта система разрабатывалась при активнейшем участии британской компании Rolls-Royce Defence с применением наработок, сделанных по программе создания самолета вертикального взлета и посадки, который должен был прийти на смену «Харриеру». Англичане отказались от нее в пользу участия в JSF.
Закупками авиатехники для КМП также занимается командование авиационных систем ВМС. Первый самолет варианта F-35B, оснащенный системой STOVL, должен был поступить на испытания еще в прошлом году, однако у английской стороны возникли проблемы с подъемным вентилятором, который хронически не выдавал необходимую тягу.
Теперь Венлет заявляет, что первая «вертикалка» начнет полеты летом 2008 года. По его словам, вентилятор сильно перегревается и «грохочет как чертова мельница». Но до конца года совместными усилиями испытателей и производителя эту проблему надеются устранить. Таким образом, полноценные летные испытания самолета начнутся почти с двухгодичным отставанием от первоначального графика, что тоже не способствует снижению стоимости программы.
В любом случае, по мнению экспертов, к 2020 году F-35 станет одним из самых распространенных истребителей в мире. Помимо 3460 машин для США, не менее 1000 будут построены для Королевского флота, еще около 1000 (а возможно, и больше) – для 8 государств, принявших участие в финансировании программы. Кроме того, самолет уже сейчас активно предлагается на экспорт, так что к концу производства число построенных машин может превысить 6 тыс. экземпляров.