14 октября 2008 года министр обороны Анатолий Сердюков объявил о начале беспрецедентной военной реформы, одним из элементов которой должна стать замена прежней вертикали управления войсками.
Уже в следующем году российская армия лишится одного из своих символов
Поначалу военное ведомство не стало делиться подробностями относительно технологии реформы — известно было только то, что она начнется в 2009 году. Но выяснилось, что первыми «под нож» попадут элитные гвардейские части.
«Уже в следующем году российская армия лишится одного из своих символов: знаменитую, едва ли не самую элитную гвардейскую Таманскую ордена Октябрьской Революции Краснознаменную, ордена Суворова дивизию имени М. И. Калинина расформируют», – приводит «Интерфакс» слова источника в Министерстве обороны.
В настоящий момент в состав Таманской дивизии входят шесть полков, отдельный противотанковый дивизион, разведбатальон, а также части обеспечения. На базе расформированной дивизии будут созданы две мотострелковые бригады общей численностью 7,5 тысяч человек. Причем делиться эти бригады будут по техническому принципу. Одна будет оснащена боевыми машинами пехоты БМП-3, вторая — бронетранспортерами БТР-80 и БТР-90. Оба новоиспеченных военных формирования останутся на прежнем месте дислокации в поселке Алабино Наро-Фоминского района Московской области.
Участь быть расформированной грозит не только Таманской дивизии, на которой руководство Генштаба традиционно «обкатывает» новое вооружение и военную технику перед внедрением их в войска, экспериментирует с организационно-штатной структурой. По информации издания «Коммерсантъ», на очереди 106-я Тульская воздушно-десантная дивизия Московского военного округа (МВО), 4-я Кантемировская танковая дивизия и 98-я Свирская (Ивановская) дивизия ВДВ.
По словам заведующего аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, выбор элитных частей для первого шага реформы неслучаен. «Это что-то вроде символического шага команды Анатолия Сердюкова, призванного показать прежде всего генералитету, что реформа необратима. И потому первыми взялись за соединения, которые были «священной коровой», которые не трогали ни при каких прежних реформах».
Как уже писала газета ВЗГЛЯД, в последнее время в Генеральном штабе бытует мнение, что существующая сегодня дивизионная организация войск изжила себя как громоздкая и устаревшая.
В качестве модели для создания новых сухопутных войск следует принять такую организационно-штатную структуру, в которой основной оперативно-тактической единицей будет более мобильная и гибкая в применении бригада, уверены армейские чиновники. Таким образом, четырехзвеньевая система командования войсками «округ—армия—дивизия—полк» должна быть переведена на новую, трехчастную, «округ—оперативное командование—бригада». Это позволит сделать армию более мобильной и обойти лишние звенья согласования приказов.
Между тем в разных странах принята разная войсковая организация. Как правило, в государствах с ограниченной территорией и сложными климатогеографическими условиями принята бригадная организация. В Европе это Нидерланды, Бельгия, Австрия, Болгария, Чехия, Венгрия, Беларусь, Швеция. Прочие придерживаются дивизионной структуры, причем где-то дивизия – это боевое формирование (как в Германии и Франции), а где-то – военно-административное или даже территориальное (как в Великобритании и США).
Очевидно, что для физико-географических условий Центрального региона или Сибири боевая мощь бригады недостаточна, тогда как для оперативного реагирования на возникающие угрозы дивизия с ее неповоротливыми тылами избыточна. Среди возможных решений – смешанная организация, когда военные округа, находящиеся на угрожаемых направлениях, будут комплектоваться по новому принципу, тогда как внутренние округа сохранят традиционную структуру.