В Петербурге и Ленинградской области на базе управления Северо-Западного регионального командования внутренних войск МВД России проходят совместные сборы представителей силовых структур и военного духовенства. Священнослужители Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви и руководители силовых ведомств обсуждают перспективы взаимодействия армии и церкви.
В войне побеждает не только тот, у кого лучше техника, а тот, у кого сильнее дух
Например, 4 ноября в России будет отмечаться День народного единства и в то же время церковный праздник Казанской иконы Божьей Матери. Служители культа и военные собираются договориться о совместных действиях, которые будут предпринимать в этот день.
Подробнее о целях и задачах сборов корреспонденту газеты ВЗГЛЯД рассказал заместитель председателя Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской митрополии иерей Димитрий Василенков.
«Площадку для такого мероприятия нам любезно предоставило Северо-Западное командование внутренних войск, – говорит он. – На сборы приехали около 40 священнослужителей из разных приходов Санкт-Петербургской епархии. Здесь мы хотели бы отчитаться о том, что мы вообще есть, что священники принимают живое участие в жизни армии, представители митрополии регулярно бывают в военных частях и помогают солдатам словом Божьим. Также мы планируем обсудить планы на будущее по координации взаимодействия с армией и правоохранительными органами, поделиться новыми мыслями, предложениями по этому поводу. Особенно это будет полезно для тех силовых структур, где церковь в данный момент не присутствует».
По словам отца Димитрия, у священников накопился колоссальный опыт взаимодействия с силовыми структурами. Они не раз ездили к солдатам в горячие точки: на Северный Кавказ, в Чечню, один петербургский священник и его помощник выезжали в Южную Осетию во время августовских событий.
Священнослужители, работающие с армией, мечтают о возрождении традиций, которые существовали до 1917 года. Как известно, в дореволюционной России был очень мощный институт военных капелланов, во всех частях перед боем солдаты читали молитвы.
«Мне не очень нравится слово «капеллан», оно несколько режет слух, – признается отец Димитрий. – Лучше сказать по-простому, по-домашнему – батюшка. Действительно, во времена империи существовало очень мощное военное духовенство. В каждой части были батюшки, которые поднимали моральный дух наших солдат. Кстати сказать, священнослужители там были не только православные, в армии нашей большой страны были и военные муллы, и военные раввины, и представители буддийской веры. Рано или поздно мы к этому вернемся, я уверен. Ведь в войне побеждает не только тот, у кого лучше техника, а тот, у кого сильнее дух. Последний пример – грузинская армия, которая была укомплектована по последнему слову техники…»
По словам Димитрия Василенкова, на сегодня лишь в трех армиях мира официально нет военных представителей духовенства: это армия Китайской Народной Республики, КНДР и России.
«Опять же хочу привести пример из современной истории. После конфликта в Ираке американское военное командование начало серьезно увеличивать число представителей церкви в частях. Они понимают, что без поднятия духа воевать нельзя, там ведь тоже не дураки сидят», – говорит отец Димитрий.
По словам иерея, впервые сборы священнослужителей Санкт-Петербургской православной епархии и военных состоялись год назад. Теперь у них есть все шансы стать традиционными и ежегодными.
Во вторник священники отправятся в бригаду оперативного назначения в поселок Лебяжье Ленинградской области. В рамках сборов духовенства также планируется провести всероссийские соревнования военно-исторических клубов, для участия в них приехало около 100 детей. То есть духовенство позаботилось еще и о военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения.
К слову, о возрождении широкого присутствия церкви в российской армии: недавно мусульмане из петербургской исламской религиозной организации «Аль-Фатх» обратились к президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой учредить для их единоверцев отдельную воинскую награду . Нечто вроде Георгиевского креста, но с мусульманской символикой.
По словам представителей «Аль-Фатха», российским солдатам, исповедующим ислам, не очень удобно получать орден Святого Георгия или Георгиевский крест, так как эти награды носят ярко выраженную принадлежность к христианской вере.