15-летней Деми-Ли Бреннан сделали пересадку печени 6 лет назад, после того как отказала ее собственная печень. После операции во время продолжительного приема лекарств для предотвращения отторжения нового органа иммунной системой Бреннан заболела.
Это совершенно необычно – фактически мы не знаем ни об одном подобном случае
Выяснилось, что в этот период ослабевший организм молодой австралийки стал работать несколько иначе, в результате чего кровь первой группы с отрицательным резус-фактором удивительным образом поменялась на кровь первой группы с положительным резус-фактором, а ее иммунную систему заменила иммунная система донора.
По словам медиков, это произошло из-за того, что стволовые клетки из донорской печени мигрировали в костный мозг реципиента. Кроме того, девочка получила печень от молодого донора, у которого в крови было снижено количество лейкоцитов, что также могло способствовать приживлению, считают медики.
Сейчас Деми-Ли – здоровая 15-летняя девушка, сообщил гепатолог Майкл Стормон, лечащий врач. По его словам, он несколько раз делал доклады об этом случае в разных странах мира и никогда не слышал о подобном прецеденте.
«Это совершенно необычно – фактически мы не знаем ни об одном подобном случае, – пояснил Стормон. – Эффект таков, как будто она получила пересадку костного мозга. Большая часть ее иммунной системы переключилась на иммунную систему донора».
Статья с рассказом о Деми-Ли была опубликована в пятничном номере известного американского медицинского журнала The New England Journal of Medicine. Доктора, наблюдающие сейчас Деми-Ли Бреннан, говорят, что она нуждается только в амбулаторном лечении.
«На данном этапе исследования нам трудно объяснить процессы, происходящие в ее организме. Однако задача состоит в том, чтобы еще раз детально проанализировать этот случай и понять механизм приживления печени для получения информации, которая может оказаться полезной в трансплантологии», – считает доктор Стормон.
В Австралии только одна из 7–10 пересадок печени оказывается успешной, остальные пациенты погибают через пять лет после операции в результате отторжения органа, приводит статистику национальное информационное агентство АВС.
Между тем в США две независимые команды исследователей ищут способ борьбы с отторжением тканей путем «подмены иммунитета», однако подмены не спонтанной, как в случае с австралийкой, а контролируемой.
В экспериментах, проведенных учеными из Массачусетской больницы и Гарвардской медицинской школы, принимало участие пять человек, нуждавшихся в пересадке почки.
Ученые разрушили часть костного мозга пациентов и при помощи лекарств уничтожили иммунные клетки, играющие ключевую роль в отторжении чужеродного органа. Затем участникам пересаживался костный мозг и почка, взятые от одного и того же донора.
Спустя два – пять лет после трансплантации четверо пациентов имеют нормально функционирующую почку и не нуждаются в приеме препаратов, угнетающих иммунитет.
В свою очередь специалисты из Медицинской школы Станфордского университета под руководством Джона Скэндлинга добились успеха в случае 47-летнего Ларри Ковальски, которому была пересажена почка родного брата. Органы мужчин оказались идеально совместимыми.
Чтобы свести к минимуму опасность отторжения почки, ученые воздействовали на иммунную систему пациента путем облучения и введения антител. Кроме того, ему были перелиты регуляторные Т-клетки из крови брата, выполняющие роль «миротворцев» иммунной системы и препятствующие отторжению чужеродного органа.
Первое время после трансплантации почки Ковальски пришлось принимать иммуносупрессивные препараты, однако через полгода их удалось полностью отменить. Спустя 34 месяца после отказа от лекарств мужчина прекрасно себя чувствует.