Грузинские морские пограничники регулярно задерживают рыболовецкие суда в водах близ Абхазии, поскольку считают эти воды своими территориальными. Грузия уверена: такой промысел без согласования с Тбилиси является незаконным.
Жалко людей, потому что в этом случае нам пришлось бы топить корабли
С 2004 года Грузия ужесточила свою позицию по отношению к Абхазии. За время правления президента Михаила Саакашвили грузинские морские пограничники, пользуясь военным превосходством, задержали свыше 20 судов. По традиции их препровождают в Поти, экипажи арестовывают за «незаконное пересечение границы и контрабанду» и накладывают санкции. Таким образом за этот период в бюджет поступило свыше 3 млн долларов.
Последний громкий грузино-абхазский инцидент «на водах» произошел год назад. Тогда грузины задержали в Абхазии два сейнера – российский и украинский. Рыбу конфисковали, экипажи долгое время находились под стражей, после чего их выпустили под залог. Поблажек не было ни для «дружественной» Украины, ни для России, с которой отношения у Грузии, мягко говоря, прохладные.
На этот раз, как рассказали газете ВЗГЛЯД сухумские военные источники, задержание двух сейнеров (по предварительной информации, украинского и турецкого) удалось предотвратить огнем. Два грузинских судна примерно в 13.30 по московскому времени преследовали рыбаков в 4 милях от населенного пункта Гагида Гагрского района. Береговая артиллерия непризнанной республики открыла предупредительный огонь. Абхазия была готова задействовать авиацию.
«Жалко людей, потому что в этом случае нам пришлось бы топить корабли, – заявил газете ВЗГЛЯД представитель военного ведомства. – Но после нашего огня грузинские корабли – их было два – развернулись и покинули наши воды».
Грузия пока инцидент не прокомментировала, однако очевидно, что будет сделано очередное заявление о том, что Абхазия нарушает закон, так как де-юре является грузинской территорией. Кроме того, Грузия считает нелегитимными все воинские формирования как в Абхазии, так и в Южной Осетии.
В Сухуми же понимают, что если Грузия решится атаковать, то Кодорское ущелье, единственный подконтрольный Тбилиси регион Абхазии, и море – это наиболее уязвимые направления.
В середине апреля Абхазия проведет плановые крупномасштабные учения Вооруженных сил и резервистов по отражению высадки морского десанта. В них будет задействовано до 3000 человек, авиация, флот, артиллерия. Регулярно маневрирует Абхазия и в горах, готовя горных стрелков.
Сухуми и Цхинвали хотели бы подписать с Тбилиси соглашение о мире. Грузия отказывается. Как заявил в среду журналистам госминистр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Давид Бакрадзе, «грузинская сторона не подпишет каких-либо документов с лидерами сепаратистских регионов Абхазии и Южной Осетии о невозобновлении огня в зоне конфликтов, так как это означало бы подписание соглашения между двумя независимыми государствами».
В Абхазии и Южной Осетии надеются, что решение вопроса Косова поможет и им добиться независимости. В среду на пресс-конференции министр иностранных дел России Сергей Лавров подчеркнул: «Российское руководство никогда не заявляло, что после Косова признает Абхазию и Южную Осетию».
«У многих укоренилось в умах, что Россия так твердо выступает по Косову, предостерегая, что это будет прецедент, а сама в душе только и ждет, чтобы это произошло, чтобы затем начать признавать всех подряд вокруг себя, – сказал глава МИДа РФ. – Нет ничего более ложного в понимании российской позиции».
По словам Лаврова, российская сторона прекрасно понимает дестабилизирующий эффект сепаратистских процессов. «Мы сами не так давно эту угрозу на себе испытали, поэтому уж в чем-чем нас можно подозревать, но только не в этом. В наших интересах сохранить стабильность, не допускать сепаратизма и нарушений международного права», – заключил Лавров.