Прелести информационной эпохи добралась и до литературы. Сначала писатель выводил текст пером, потом шариковой ручкой, печатал его на машинке, в последнее время набивал на компьютере, а теперь умная машина сама пишет книги.
Все программы – это всего лишь инструмент, важно, что будет на выходе
В известном петербургском издательстве отправили на печать «Реальную любовь» – первый роман, «сгенерированный» искусственным разумом. Предполагается, что уже в начале февраля он появится на прилавках книжных магазинов по всей России. Тираж книги – 10 тыс. экземпляров, объем – 320 страниц. Цена в рознице должна быть не выше 150 рублей.
О сюжете известно следующее: герои «Анны Карениной» попадают на необитаемый остров. Что там с ними происходило, придумал персональный компьютер. Но без помощи людей все равно не обошлось. О том, кто помогал машине «переварить» русскую классику и насколько тяжело ему это давалось, корреспонденту газеты ВЗГЛЯД рассказал один из инициаторов проекта – главный редактор издательства «Астрель-СПб» Александр Прокопович:
«Работа необычная, сложная. От момента рождения идеи до ее воплощения прошло полтора года. Восемь месяцев ушло только на написание специальной программы PC Writer 01, которая и позволила привлечь к работе компьютер. Но я бы не стал говорить, что все дело в уникальной программе. Она создавалась под идею, которая изначально показалась нам интересной. Кроме того, компьютеру помогало очень много людей. Человек 15, не меньше».
По словам Прокоповича, работа строилась следующим образом. Сначала редакторы собирали для PC Writerа досье на героев, их поведенческие реакции, психологические и визуальные портреты. Информация вводилась в базу данных программы. Компьютер анализировал заданные тексты, определял стилистику произведения и на основе заданных характеров генерировал уже сюжет как таковой.
На последнем этапе редакторы литературно обрабатывали полученную книгу. Александр Прокопович признался, что самым сложным для людей, помогающих компьютеру, была монотонность. Редактор – работа творческая, а в этом проекте много времени уходило на техническую переработку информации.
Почему «Анна Каренина»? Прокопович объясняет, что редакция давно хотела написать книгу о настоящей любви. «Анна Каренина» – самая великая книга о любви и первая, которая приходила в голову в связи с этой темой. Уже потом стали думать, каким бы необычным способом написать книгу. Кто-то сказал: «Пусть компьютер напишет». Поначалу шутке посмеялись, пока не решили, а почему бы и нет.
«Первые ли мы в мире? Мы не забиваем себе голову этим вопросом, – признается главный редактор «Астрель-СПб». – Совсем недавно, уже когда почти все было готово, мы узнали, что похожий эксперимент был в Мексике. Мы даже в голову не брали, что нужно что-то доказывать, патент оформлять… Да это и нереально. Это все равно что взять патент на написание книги в программе Word. Или на создание обложки книги в программе Corel Draw. Все программы – это всего лишь инструмент, важно, что будет на выходе».
Заметим, что в России уже предпринимались попытки создать программу «электронного писателя». Например, известен проект «Кибер-Пушкин», автор которого ввел в компьютерную программу правила рифмы и образцы лучших отечественных поэтических произведений. Но это были только стихи, и полученные творения оказались достаточно примитивны.
Если говорить о прозе, то «Настоящая любовь», вероятно, действительно первый в стране компьютерный роман.
Наш собеседник говорит, что с помощью той же программы можно написать еще несколько книг. Какое-то время после выхода первой главный редактор отводит на анализ ошибок. Нужно также посмотреть на финансовые показатели, насколько выпуск таких книг коммерчески выгоден. Ну а в перспективе есть планы заказать PC Writer какой-нибудь детектив или что-то в модном нынче жанре «о Рублевке».
Последний вопрос, который корреспондент газеты ВЗГЛЯД не мог не задать Прокоповичу: как проверить, действительно ли книгу писал компьютер, а не человек?
«В книге будет размещен фрагмент исходного текста, не обработанного редакторами, чтобы было с чем сравнить», – ответил он.