На самом деле если покупатель не ленив и любопытен, то докопаться до правды ему не составит труда, ведь даже продавцы знают, что употребление слова «нано» подразумевает наностиль, а не технологию. Проще говоря, у товара с модной приставкой может и не быть никаких чудесных свойств.
Нанотехнологии упоминаются практически в каждом послании президента. Лучшую рекламу слову из четырех букв представить сложно
Чтобы осознать это, нужно разобраться в том, что представляют собой пресловутые нанотехнологии. Это технологии, связанные с созданием, обработкой и манипуляцией частицами, размеры которых находятся в пределах от 1 до 100 нанометров.
Нанотехнологии включают в себя атомную сборку молекул и локальную стимуляцию химических реакций на молекулярном уровне. С недавнего момента они считаются в нашей стране одним из самых перспективных направлений и упоминаются практически в каждом послании президента. Лучшую рекламу слову из четырех букв представить сложно.
Сергею Иванову такие мистификации не по душе. Приведя в пример антикоррозийный «наноцинк» и выпускаемый парфюмерами «нанокрем», первый вице-премьер подчеркнул, что пока продукция со словом «нано» – лишь рекламный трюк. И уж тем более никакого лицензирования она не прошла. Производители просто вводят народ в заблуждение, не имея ни разрешения, ни одобрения Роснанотеха.
Самой агрессивной рекламной кампанией в России сейчас может похвастаться линия средств для ухода за обувью Nano торговой марки Kiwi. В рекламной информации этой продукции говорится, что она содержит наночастицы для защиты обуви на молекулярном уровне.
Кроме этого, россиянам предлагается омолаживать свою кожу с помощью омолаживающего комплекса «Нано пьюр», слушать музыку через iPod Nano и стирать свою одежду в машинке Samsung silver nano.
«Использование слова «нано» в брендинге и, как следствие, в рекламных кампаниях напрямую связано с объявленным нацпроектом, связанным с нанотехнологиями, – рассказал газете ВЗГЛЯД сотрудник одного из ведущих сетевых рекламных агентств. – В 2006 году на российском ТВ слово «нано» использовали только Apple, продвигая одну из моделей своих плееров.
Как только оно вошло в лексикон чиновников, а потом массмедиа и обывателей, появилось сразу несколько «нанобрендов» в абсолютно разных товарных группах, что говорит о раскрученности этого слова и позитивном отношении к нему потребителей.
Очевидно, что его использование в названиях направлено на создание имиджа продвинутого, высокотехнологичного или просто модного продукта. Причем «нано» встречается как в априори высокотехнологичных товарных группах (бытовая техника), так и в заведомо вредных для здоровья (сигареты).
Следует ожидать, что эта тенденция «нанизации» будет вполне устойчивой в ближайшие годы. Но вряд ли мы увидим слово «нано» в названиях продуктов питания, поскольку это слово явно не вызывает ассоциации с натуральностью», – заключил эксперт.
По мнению Сергея Иванова, телерекламе со словом «нано» доверять в нашей стране пока не следует.
Он добавил, что в будущем такая продукция будет подвергаться обязательному лицензированию и определенные договоренности в этой области с нанокорпорациями уже достигнуты. Также Иванов рассказал о создании в недалеком будущем в России национальной нанотехнологической сети, которая позволит достичь и поддерживать паритет с передовыми странами мира в сфере нанотехнологий.
По его словам, необходимость такой сети вызвана тем, что Россия, оставаясь на уровне ведущих мировых держав в области исследований и нанотехнологических разработок, при этом существенно проигрывает по ключевым компонентам инфраструктуры, системы подготовки кадров, информационно-коммуникационному и технологическому обеспечению.
Сейчас на развитие нанотехнологий в России из бюджета выделено 130 млрд рублей (для сравнения, на интернетизацию школ было потрачено около 3 млрд). Российские ученые уверяют: разработки идут и уже есть серьезные достижения.
К примеру, создан препарат «Тромбовазим», предотвращающий инфаркт и инсульт. Это первый в мире пероральный таблетированный тромболитик, который всасывается желудочно-кишечным трактом.
«Наши технологии позволяют получить искусственную структуру из 150 нанометров – биополимер, на него пришивают некое лекарство. Это происходит не химическим путем, а с помощью электронного пуска, а чище электронов в мире ничего не существует», – рассказал Геннадий Кулипанов, заместитель директора Института ядерной физики СО РАН.
Лекарство уже прошло доклинические и клинические испытания и разрешено к выпуску.
В данный момент оборудование полностью готово к серийному производству препарата и вскоре должно получить широкое распространение.