Находящаяся уже практически на полпути к Парижу выставка «Соц-арт. Политическое искусство из России» в марте этого года входила в программу специальных проектов II Московской биеннале современного искусства.
Я заранее хочу сказать, что если эта выставка там появится, то это будет тот самый позор России, за который отвечать нам придется уже по полной
Тогда она была признана одним из самых удачных проектов не только критиками, но и публикой, которая активно посещала ее в Третьяковской галерее.
Однако теперь концепция изменилась.
«Я заранее хочу сказать, что если эта выставка там (в Париже. – Ред.) появится, то это будет тот самый позор России, за который отвечать нам придется уже по полной», – заявил в понедельник министр культуры Александр Соколов. И уточнил, что в Париж «вывозится та самая порнография, те самые целующиеся милиционеры, эротические картинки».
Министр имел в виду картину «Эхо милосердия», авторы которой – скандально известные художники Вячеслав Мизин и Александр Шабуров (дуэт «Синие носы»). На ней изображены нежно обнимающиеся и целующиеся милиционеры.
Правда, даже если министр культуры России не был на Московской биеннале, с выставкой он познакомился не сейчас.
«Ситуация очень странная, – сказал в интервью газете ВЗГЛЯД классик соц-арта Дмитрий Врубель. – Министр культуры был знаком с этой выставкой, но заявил о своем протесте не в июне, то есть до поездки в Париж, а именно сейчас».
В начале 2007 года директор Третьяковки Валентин Родионов лично представлял выставку соц-арта Александру Соколову на заседании, посвященном итогам юбилейного года Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), которое сам министр и проводил.
Однако теперь Александр Соколов выразил сожаление, что именно «национальная галерея» России отвечает за этот «позор», потому как экспозиция частной галереи не вызвала бы такого резонанса в обществе.
По его словам, еще вчера эта выставка находились в России на таможне. И министр уверен, что «предпринял все что мог, для того чтобы она туда не поехала».
Правда, предпринятых Соколовым усилий оказалось недостаточно. Уже через несколько часов после заявления Соколова стало известно, что грузовики выехали за пределы России.
«Вообще-то, все выступления подобного рода – это великолепная реклама. Для России такие заявления ничего не значат, а вот во Франции это будет самая популярная выставка, ведь она запрещена Минкультом России», – предположил Дмитрий Врубель.
Надо заметить, что авторам нашумевшей картины Мизину и Шабурову не везет уже давно. В 2004 году их работы были изгнаны из Третьяковской галереи – тогда инсталляция возмутила смотрительниц зала чересчур откровенными, по их мнению, эротическими мотивами.
В октябре 2006 года таможня аэропорта Шереметьево задержала фотоколлажи «Синих носов» из серии «Маски-шоу», с изображениями полуголых мужчин в картонных масках президентов Путина и Буша, – их приобрел британский галерист Мэтью Боун в галерее Марата Гельмана.
А в мае 2006 года «Маски» не доехали до выставки Learning from Moscow в дрезденской Staedtische Galerie.
«В России много пожилых людей, которые до сих пор видят во всем какие-то привычные образы, – прокомментировал ситуацию газете ВЗГЛЯД сам Александр Шабуров. – Но такова уж миссия художника – облекать в общедоступные символы сумятицу своего времени и проверять на прочность клише своего времени. Но в Минкульте должны понимать элементарные вещи. Да и вообще, для художников глупо ходить строем».