По правилам Американской киноакадемии, как сообщает ИТАР-ТАСС, российская комиссия рассматривала фильмы, вышедшие в прокат с 1 октября 2006 года по 30 сентября 2007 года.
Основное отличие фильма Михалкова от оригинала Люмета – сильная акцентированность на социальном положении и национальности героев
Всего обсуждалось 9 лент, в том числе «Груз 200» Алексея Балабанова, «Изгнание» Андрея Звягинцева, «Артистка» Станислава Говорухина, «Волкодав» Николая Лебедева и «Путешествие с домашними животными» Веры Сторожевой.
Открытое обсуждение и тайное голосование определи победителя – фильм «12» Никиты Михалкова. Ему сообщили радостную новость на съемочной площадке «Утомленных солнцем – 2» под Нижним Новгородом.
«Я очень рад тому обстоятельству, что российская оскаровская комиссия выбрала именно наш фильм, – признался режиссер. – Теперь дело за американской стороной. Мы очень надеемся выйти в финал», – приводит его реакцию ИТАР-ТАСС.
Как уже писала газета ВЗГЛЯД, картина «12» была заявлена автором как ремейк фильма «12 разгневанных мужчин» (1957) Сидни Люмета. Фильм американского режиссера является напряженной юридической драмой, на которую спроецирована общественно-политическая ситуация в США 1950-х годов. 12 белых присяжных – представителей мидл-класса выносят вердикт о виновности латиноамериканского подростка в убийстве своего отца.
Герой Генри Фонды заражает сомнением эту группу людей, уже было решивших спустить дело на тормозах, чтобы не терять время и нервы на общественной работе в замкнутом помещении в сильную жару.
#{mvideo19}
Однако очередное уголовное дело становится для них проверкой на человечность. На поверхность всплывает не только безразличие к чужой судьбе, но и цинизм, пиетет перед грубой силой, предвзятость, скептицизм, расизм и даже личные мотивы одного из присяжных – типичного республиканца.
Для телережиссера Люмета этот фильм стал достойнейшим дебютом в кинематографе – тонкая игра актеров, прекрасно прописанные характеры, неослабевающее напряжение, подкрепляемое замкнутостью помещения и столкновением мужских «я».
В версии 2007 года Никита Михалков в соавторстве с Моисеенко и Новотоцким, сценаристами венецианского хита Андрея Звягинцева «Возвращение», адаптирует «12 разгневанных мужчин» к современной российской жизни.
Михалков переносит сюжет Люмета на российскую почву: вместо латиноамериканца – юный чеченец, убитый отец – приютивший осиротевшего подростка русский военный. Присяжные представляют собой очень разношерстную массу – расистски настроенный таксист (Гармаш), грузин-хирург (Газаров), еврей (Гафт), телепродюсер (Стоянов)...
Основное отличие от оригинала Люмета – сильная акцентированность на социальном положении и национальности героев. Если Люмет критиковал консервативность менталитета белой Америки, то Михалков делает в фильме сильный сатирический крен на показ особенностей национального (или многонационального) российского характера.
За фильм «12» Михалков уже получил в Венеции специального «Золотого льва». Российского режиссера устроила награда такого достоинства.
Говоря слова благодарности в момент получения награды, киномэтр отметил эту особенность: «Во-первых, я хочу поблагодарить замечательных русских артистов. Во-вторых, поскольку нам дали премию по совокупности, хочу поблагодарить нашу группу – оператора Влада Опельянца и продюсера Леонида Верещагина. Хочу поблагодарить жюри, состоящее из великолепных режиссеров. Очень трудно получить их признание».
За первую неделю российского проката картина «12» собрала более 2 млн долларов.
«Оскара» в номинации «Лучший зарубежный фильм года» Михалков уже получал за фильм «Утомленные солнцем». Теперь американская комиссия, членам которой уже прислали DVD с картиной, должна решить, попадет ли российская лента в короткий список номинантов.