За прошедший год этот показатель даже вырос, причем произошло это во всех группах респондентов. Социологи считают подобную динамику вполне естественной – по их мнению, россияне ратуют не за ущемление свободы слова, а за исключение из эфира сомнительной с точки зрения этики продукции.
Цензуре на телевидении подлежат прежде всего секс и порнография (полагают 31% опрошенных), насилие и жестокость (27%), реклама (20%)
Как показывает нынешнее исследование, 37% опрошенных считают, что государственная цензура безусловно нужна. Этот показатель за два года даже увеличился – на 2%. Еще 25% россиян считают, что цензура скорее нужна. Обратной точки зрения придерживаются 28% опрошенных (в том числе 7% отмечают, что цензура безусловно не нужна, два года назад абсолютно уверенных в том, что без цензуры можно обойтись, было в два раза больше – 14%).
Причем чем старше респонденты, тем больше среди них сторонников государственной цензуры. Однако и среди молодежи преобладает мнение о ее необходимости. Для сравнения: соотношение сторонников и противников цензуры в группе 18–24-летних – 50% к 37%, в группе 60 лет и старше – 69% к 17%.
Согласно мнению россиян, цензуре на телевидении подлежат прежде всего секс и порнография (полагают 31% опрошенных), насилие и жестокость (27%), реклама (20%). Два года назад эти темы также назывались в первую очередь. Немало и тех (по 6–8%), кто считает, что цензурные фильтры должны пройти программы для детей и молодежи, развлекательные блоки средств массовой информации, темы, касающиеся алкоголя, наркотиков и курения. Политическая тематика также не должна быть обделена вниманием цензуры, считают опрошенные.
Менее всего, по мнению россиян, цензуре должны подвергаться телевизионные сериалы (1% опрошенных, два года назад – 2%), передачи о войне (2%, как и в 2004 году), программы о культуре, морали, этике (4%, этот показатель снизился на 3% по сравнению с 2004 годом) и художественные фильмы (5% опрошенных в ходе нынешнего опроса и 9% в ходе прошлого).
Кстати, в 2005 году, согласно опросам все того же ВЦИОМа, каждый седьмой россиянин (по 15%) обращал внимание на недопустимость использования грубой лексики на ТВ и на аморальность различных реалити-шоу. Меньшее беспокойство опрошенных вызывала пошлая эстрада, «смакование» подробностей катастроф и терактов, освещение личной жизни людей без их разрешения. Крайне редко респонденты указывали на необходимость цензуры детских, образовательных программ и политических сюжетов.
Исходя из данных прошлогоднего опроса, женщины заметно чаще мужчин фиксируют внимание на необходимости цензурировать сцены сексуального характера (63 и 49%), насилия и жестокости (52 и 47%). С возрастом нетерпимость к подобным сценам возрастает (с 41% в группе 18–24-летних до 70% среди опрошенных от 60 и старше относительно сцен сексуального характера, с 45 до 55% в отношении насилия на экране).
За год до этого, в 2004 году, опрос ВЦИОМа показал, что российские СМИ в целом позитивно оценивались большинством россиян (53%). При этом уровень одобрения работы СМИ был выше, чем многих государственных и общественных институтов (таких, например, как правительство, Государственная дума, Совет Федерации, политические партии, правоохранительные органы).
В целом достаточно высок был и остается интерес к информационному и информационно-аналитическому вещанию. Треть опрошенных два года назад (31%) ежедневно смотрели по телевизору выпуски новостей и информационно-аналитические передачи на политические темы, еще примерно столько же (32%) смотрели несколько раз в неделю. Однако оказалось немало тех (35%), кто либо смотрел эти программы от случая к случаю, либо не смотрел вовсе.