Задачу, которую при вводе ЕГЭ в действие считали приоритетной – борьба с коррупцией, – этой формой экзамена выполнить нельзя.
Наука космической эпохи
В вопросах инноваций наша наука остановилась на эпохе первого полета в космос – с той поры лаборатории при институтах не модернизировались
В своем выступлении заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Алексей Чернышов подчеркнул, что российское образование не обеспечивает необходимый инновационный прорыв, ради которого, собственно, и начали проводить реформу. Причем в первую очередь потому, что в России тяжело сменяются поколения ученых – в науке остаются энтузиасты, поскольку прожить на средства, которые платят российским ученым, как минимум проблематично.
Существует и ряд сопутствующих проблем – например, по словам Чернышова, в ВАК (высшей аттестационной комиссии) в настоящее время на рассмотрении находится больше 6000 диссертаций, некоторые лежат больше года. «От наличия ученой степени напрямую зависит зарплата научного сотрудника. По приблизительным подсчетам за год люди не получили около 100 миллионов рублей», – отметил Чернышов и добавил, что при таком отношении люди просто не видят смысла писать научные работы.
Еще одна техническая деталь: работы специалистов, для того чтобы они были признаны сообществом ученых в своей стране и за рубежом, принято публиковать в специализированных журналах. Однако количество журналов и их формат давно не соответствуют количеству представленных работ. В этих условиях для того чтобы опубликовали именно вашу статью, приходится стимулировать представителей редакции (которые также относятся к ВАК) материально. А для этого у многих нет средств, а у некоторых еще и желания. Так что самый простой путь – просто махнуть рукой и ничего не публиковать. А раз так – зачем писать?
По мнению Чернышова, в вопросах инноваций наша наука остановилась на эпохе первого полета в космос – с той поры лаборатории для научных исследований при институтах практически не модернизировались. Студентам, так же как и преподавателям по большому счету негде заниматься научной работой, поэтому одни не приобретают знания в необходимом объеме, а другие постоянно теряют их без надлежащей практики. Зато в последние несколько лет у многих вузов начали строить новые корпуса для студентов – учитывая демографический кризис в стране, в скором времени в них будет не такая уж высокая надобность.
1,5 года на переделку «специалиста»
В настоящее время основные пункты реформы, в частности ЕГЭ, только мешают молодым людям получать знания |
Доцент МГУ Александр Кобринский, присутствующий на пресс-конференции, отметил, что прежде чем проводить реформу, нужно представлять себе ее конечную цель. Если это получение молодых специалистов, то в настоящее время основные пункты реформы, в частности ЕГЭ, только мешают молодым людям получать знания. ЕГЭ включает в себя определенный набор знаний по изучаемым предметам, при этом не учитывается, что школьнику, поступающему в технический вуз, история или русский язык, конечно, необходимы, но в несколько меньшем варианте, чем будущему филологу. И наоборот – филолог не обязан углубленно изучать высшую математику. Однако экзамен сдать надо, а старшеклассники за подготовкой оказываются слишком перегруженными, чтобы успеть квалифицированно подготовиться для поступления в вуз. Иногда между вузом и школой возникает следующая договоренность: школьники начинают ходить на подготовительные курсы и их освобождают от части уроков в школе.
Сейчас, когда уже неоднократно заходила речь о превращении ЕГЭ из эксперимента в законопроект, необходимо понимать, чем это обернется для России, считает Кобринский. А именно: взятки, с которыми призвана бороться форма ЕГЭ, перейдут из вузов в образовательные комитеты, армия платных репетиторов умножится, а грамотных специалистов больше не станет. Уже сейчас налицо коррупция нового вида, когда ЕГЭ сдают платно: например, те, кто заплатил, сдают на одном этаже, а все остальные на другом, или проплаченному выпускнику указывается конкретное место и даже выдается шпаргалка.
Руководитель студенческого проектного бюро «Спор» Валерий Сидоренко заявил, что, со своей стороны, молодежь не понимает суть данных реформ. В первую очередь потому, что разрыв между выпускниками и различными отраслями бизнеса увеличивается с каждым годом. По мнению предпринимателей, выпускника вуза, который пошел работать по специальности, на предприятии учат работать практически заново, средний срок «реального обучения» оставляет около 1,5 лет.
Вуз – не самоцель
Алексей Чернышов также упоминал о попытке внесения в повестку дня Комитета Госдумы по образованию вопроса об объявлении 2007 года годом молодежи – эта попытка провалилась. На вопрос корреспондента газеты ВЗГЛЯД, какие именно действия должны были осуществиться в случае успешного принятия проекта, Чернышов напомнил о 50-летии фестиваля молодежи в СССР. «Такая акция как раз способствовала бы эффективному обмену опытом и знаниями в области инноваций в образовании», – заявил Чернышов. К слову, к данному проекту присоединились было и представители «Спора», однако надеждам было не суждено сбыться.
Валерий Сидоренко, отвечая на вопрос газеты ВЗГЛЯД о фактической работе организации, отметил, что в рамках года молодежи они планировали организовать крупный молодежный фестиваль. Он добавил, что для планирующегося фестиваля от властей требовалось только официальное «да» – деньги на организацию мероприятия уже были найдены. Теперь фестиваль, скорее всего, не состоится.
Главной мыслью пресс-конференции стала неуклонная девальвация дипломов российских вузов. Виной тому огромное количество предложений платного образования, которое фактически не выполняет своих функций, и ЕГЭ, который убивает в выпускниках школ индивидуальность мышления, а борьбе с коррупцией не помогает. Александр Кобринский отметил, что в обществе нужны не только грамотные профессора и академики, но и грузчики, парикмахеры, водители, а существующее мнение «в вуз после школы – любой ценой» создает у молодых людей определенную жизненную установку, которая к жизни далеко не всегда применима.