10 февраля в Госдуме будут рассматриваться поправки к закону «О рекламе», причем уже во втором чтении. Поправки бьют по самому сильному месту телевизионной рекламы – прайм-тайму, и если они будут приняты, то цена за минуту рекламы в российском телеэфире может подскочить в полтора-два раза. Проект поправок непрерывно дорабатывается, но в одном авторы законопроекта тверды: время рекламы надо урезать.
Останутся лишь великаны
Если эти поправки пройдут, то меньше всех пострадают крупные каналы – ОРТ, РТР
Суть поправки в том, чтобы сократить количество рекламного времени на телевидении с 19 часов до полуночи. Сейчас телеканалы могут потратить на рекламу 20% эфирного часа, то есть около 4-5 часов в сутки. Авторы поправки предлагают сократить эту цифру до 15% и ввести ряд дополнительных ограничений.
Сама процедура введения поправки в действие, по мнению авторов проекта, выглядит следующим образом: в 2006 году на каждые 15 минут эфира будет приходиться по 5 минут рекламы, в 2007 – 25 минут эфира и 5 минут рекламы дважды в час, а с 2008 года реклама будет прерывать эфир только два раза в час по 4 минуты.
Среди прочих нововведений, в частности, предлагается запретить прерывать детские передачи рекламой, а необходимую рекламу давать исключительно в промежутках между детскими программами. Валерий Рязанский пояснил, что финансовые потери будут возмещены за счет государства. При разработке бюджета следующего года необходимо продумать концепцию государственного заказа для детских программ.
«Мы в долгу перед детским зрителем», – заявил депутат. Эдуард Сагалаев возразил, что сначала следует выработать концепцию и четко представлять, сколько бюджетных денег будет выделено, и только после этого можно говорить о сокращении рекламы.
Кроме того, Сагалаев выразил недоумение по поводу того, что текст поправки до сих пор не попал на экспертизу в комиссию Общественной палаты по СМИ, хотя все законы, проходящие в Госдуму, обязательно должны проходить через эту инстанцию. Он добавил, что с профессиональной точки зрения всеобщее равенство убьет само понятие «прайм-тайм».
«Если эти поправки пройдут, то меньше всех пострадают крупные каналы – ОРТ, РТР, а их более мелкие коллеги начнут закрываться», – подчеркнул Сагалаев. Он отметил, что отечественный производитель не сможет выдержать конкуренцию с крупными международными корпорациями и в эфире останутся лишь такие великаны, как Coca-Cola, которые могут позволить себе платить за рекламу и в 10 раз больше, чем сейчас.
Горькое лекарство
Обсуждение столь сложной темы по традиции иллюстрировалось зарубежными примерами. Представитель Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин приводил в пример европейскую телевизионную организацию телевещания, которая до недавнего времени работала по 45 минут без рекламы вообще.
Однако он был вынужден признать, что сейчас эта норма изменилась и сегодняшние европейские правила позволяют прожить без телерекламы только 26 минут. Именно к этому результату и хотят прийти после принятия поправки авторы законопроекта. Тем не менее Сагалаев утверждает, что российские «телезападники» не учитывают, сколько стоят 30 секунд рекламы на TVF или BBC и на российском телевидении, которое в этом отношении отстает даже от Польши.
«Реклама – это горькое лекарство, но необходимое лекарство, которое позволяет российскому телевидению выздоравливать», – подчеркнул Сагалаев. По его мнению, именно телевидение в последние годы служит паровозом отечественного кино, что видно по несомненному коммерческому успеху таких фильмов, как «9 рота», «Турецкий гамбит», «Дневной дозор», и резко ограничивать приток денег в прибыльную отрасль – очень необдуманный шаг.
«Кроме того, мы на пороге революции цифрового телевидения: как только оно наберет обороты, поправки к закону «О рекламе» придется снова поправлять», – заключил Сагалаев.
Если поправки к закону будут приняты, стоимость рекламного контракта на ТВ может вырасти более чем наполовину. В этих условиях небольшие региональные телеканалы обречены на медленную гибель, а из экрана телевизора пропадут практически все российские товары, не обеспеченные мощной транснациональной поддержкой, как их зарубежные соперники.
Таким образом, благое начинание депутатов, которые хотят спасти людей от назойливого зомбирования с экрана телевизора, радикально повлияет только на того самого отечественного производителя, которого рекомендуется всесторонне поддерживать.