Вопрос о рассекречивании документов болгарских спецслужб циркулировал в обществе все время, пока чиновники Евросоюза решали, принимать или не принимать Болгарию в Евросоюз. Через месяц после того как Европа согласилась принять Софию в свои ряды с 1 января, болгарский парламент принял закон об открытии архивов спецслужб времен коммунистического правления.
Скандальность подлежащие обнародованию документы приобрели не только благодаря содержащейся в них информации
За это предложение проголосовали 114 депутатов, против – 44, один воздержался. Теперь документ должен подписать (или отклонить) президент Болгарии Георгий Пырванов. Как передает Euronews, закон предусматривает, в частности, обнародование имен известных людей, служивших агентами спецслужб до 1989 года, и их личных дел.
Помимо этого, обнародованию, скорее всего, будет подлежать дело о возможной роли болгарских спецслужб в покушении на папу римского Иоанна Павла Второго в 1981 году. Ранее причастность сотрудника болгарского торгпредства Антонова к этому покушению, которое осуществил турецкий террорист Агджа, доказана не была. Но не всех это убедило. Агджа некоторое время утверждал, что папу ему «заказали» болгарские спецслужбы, действовавшие в свою очередь по приказу советского КГБ. Потом он отказался от своих слов.
Кстати, сам Иоанн Павел Второй неоднократно заявлял, что никогда не верил в причастность болгарских спецслужб к покушению на его жизнь. Но слухи о «болгарском следе» продолжают циркулировать до сих пор.
Также не исключено, что архивы дадут возможность проверить слова бывшего генерала КГБ СССР Олега Калугина об обстоятельствах убийства болгарского писателя и сотрудника ВВС Георгия Маркова – в 1979 году он получил смертельный укол зонтиком на автобусной остановке в Лондоне. Калугин однажды заявил, что имел отношение к этой совместной операции спецслужб, но, поняв, что ему может грозить арест в Великобритании, позднее несколько скорректировал свои высказывания.
Но самый большой интерес вызывает так называемая «папка Гоце» – досье, собранное на нынешнего президента Георгия Пырванова. Впрочем, многие отмечают, что вряд ли она будет подлежать обнародованию, так как согласно закону гриф секретности не будет снят с документов, «рассекречивание которых может нанести ущерб интересам Болгарии в международных отношениях или создать серьезную опасность жизни определенной личности».
Сам президент, кстати, признал, что в архивах разведслужб действительно есть такая папка. «Она содержит информацию обо мне и ничего другого, ни строки, ни слова, написанного мной», – сказал он. Многие считают, что в ней содержатся доказательства того, что Пырванов в свое время был агентом КГБ СССР.
Скандальность подлежащие обнародованию документы приобрели не только благодаря содержащейся в них информации, но и загадочной смерти в середине ноября 61-летнего директора архива болгарской службы разведки Божидара Дойчева.
Человек, ответственный за хранение секретов коммунистической эры, был найден мертвым в своем кабинете всего за несколько недель до того, как многие документы должны быть рассекречены. Однако миру о его смерти стало известно только через несколько дней благодаря иностранным СМИ. Болгарские газеты хранили молчание.
Власти Болгарии настаивают на версии самоубийства по личным мотивам. Однако многие считают, что он покончил с собой из-за возможного давления, которое на него оказывали, требуя уничтожить часть документов до их обнародования.